На Ли, первой азиатке, сыгравшей в финале «Большого шлема», помешали выиграть собственные болельщики.
В субботу бельгийка Ким Клийстерс победила в финале китаянку На Ли (3:6, 6:3, 6:3) и выиграла четвертый в карьере турнир «Большого шлема». Три прежних титула она завоевала в Нью-Йорке (2005, 2009/10).
СЛЕЗЫ В МИКСТ-ЗОНЕ
Это будет ода проигравшему. И я не боюсь разочаровать читателей. Потому что о великой (с прошлой субботы - без преувеличения) Ким более или менее знают все. А вот о загадочной китаянке, полагаю, единицы.
И это, друзья, неудивительно, не парьтесь! Ее ж не обыгрывал только ленивый! Не знаю, как вы, но я каждый раз, когда На Ли (На - имя, Ли - фамилия, специально переспрашивал тут в Мельбурне у китайского журналиста) обыгрывала наших девушек, был вне себя от злости, воспринимая эти поражения как нечто из ряда вон выходящее.
Вот Свету Кузнецову, например, хлебом не корми - дай китаяночке проиграть. Или, может, мне так кажется, потому что три раза из четырех она ей проигрывала на моих глазах. Особенно больно было на Олимпиаде в Пекине. Тогда на Кузнецову вообще-то очень рассчитывали, да к тому же Ли представляла из себя лишь эдакую Китайскую стену (ее до сих пор так в туре порой называют): перекидывает мячики на сторону соперника, носясь из стороны в сторону, да и все. Ничего не придумывает: голая физика, помноженная на не слишком разнообразную технику. Играй с ней чуть вариативней, заставь ее саму немного думать, и все - дело в шляпе! Это, слава богу, и доказала тогда в Китае Вера Звонарева, победа которой сделала реальностью незабываемый русский подиум на Играх-2008.
Ли тогда, помню, горько плакала в микст-зоне и прошла - что невообразимо! - мимо китайской прессы, сказала пару слов на английском лишь иностранцам. Оказывается, именно в то время она приняла главное, возможно, в своей жизни решение.
ЕЕ УНИВЕРСИТЕТЫ
В 2002-м На Ли значилась в рейтинг-листе на 277-м месте. Чуть лучше, чем годом ранее (304) и чем в самый первый, 1999 год карьеры (363). Небольшая радость, правда ведь, наблюдать такой скудный прогресс? Вот и китаянка подумала: трехсотая, четырехсотая - какая, дескать, разница? Пойду-ка я лучше в университет учиться.
И пошла. Причем вознамерилась изучать медиа-бизнес в Центральном китайском университете технологий. Учеба ей нравилась не столько, сколько свалившееся на нее бешенное общение. Она ловила кайф от пребывания в кругу обычных людей, среди которых, впрочем, оказался и один бывший теннисист - Шань Цзян, ее будущий муж.
Два года будущая финалистка Открытого чемпионата Австралии играла в теннис только для себя - по-любительски. Что роднит ее не только с культовым футболистом «Спартака» Андреем Тихоновым, который два года убил в армии, охраняя зеков, но и с соперницей по субботнему финалу. Бельгийка, как известно, покинула большой спорт в 2007-м, чтобы родить чудную дочурку Джаду и затем триумфально вернуться в 2009-м. Китаянку же к теннисной жизни вернул безвестный капитан сборной, который неожиданно вспомнил о подававшей надежды На Ли, пришел к ней на занятия и попросил выступить за страну в самый распоследний раз - на Азиатских Играх-2006.
- Федерация пообещала оплачивать мне все расходы, поэтому я подумала: «А почему бы и нет?» - трепетное отношение На Ли, девушки из бедной семьи провинциального Уханя, к финансам еще не раз окажет влияние на ее жизнь.
В 2004-м На Ли стала потихонечку играть челленджеры. А уже в 2006-м была в двадцатке! Причина, как это часто бывает у спортсменок, - на поверхности: 27 января 2006-го она вышла замуж за своего одногруппника по университету. Тогда они, конечно, и предполагать не могли, что ровно через пять лет новоявленная невеста станет первой азиаткой, дошедшей до финала «Большого шлема» в одиночном разряде. Правда, для этого им с мужем еще надо было совершить после олимпийского Пекина переворот, которого не знал китайский теннис.
ПО СЛЕДАМ ЧЕСНОКОВА
Кажется, в 1989-м советский гражданин Андрей Чесноков, сенсационно обыгравший в 1/4 финала «Ролана Гарроса» действующего чемпиона Матса Виландера, отколол на послематчевой пресс-конференции: «Ребята, о каких призовых вы толкуете? Я живу с семьей в квартире метражом меньшей, чем эта комната! Все деньги я отдаю федерации, а она потом возвращает мне не более 10 процентов». В разгар перестройки на западе это заявление прозвучало как гром среди ясного неба и было растиражировано всеми возможными СМИ. Это позволило Андрею пойти ва-банк и добиться от федерации финансовой независимости.
В 2008-м схожий путь прошла и На Ли. Ее заявление было категорическим: либо вы отпускаете меня в свободное плавание, либо я завершаю карьеру. Китайская компартия поразмыслила и решила дать игроку вольную - ради эксперимента. Бьюсь об заклад, что они оценивали этот эксперимент как удачный. Для себя. Ну кто эта На Ли? 26 лет, лучшие годы явно позади, Олимпиаду завалила - явный национальный антигерой. Вот и покажем-де на ее примере, что значит отрываться от коллектива!
- Когда я была под крылом федерации, я могла ни о чем не беспокоиться, - вспоминает миссис Ли. - Мне покупали билеты, бронировали отель, нанимали тренера... Но зато теперь меня окружают те люди, от общения с которыми я получаю удовольствие. Это для меня значит очень многое.
Для начала Ли наняла себе шведского тренера Томаса Хогстедта - да-да, того самого, который нынче занимается с Марией Шараповой. Скандинав сделал большое дело - подправил китаянке подачу, научил ее работать по-настоящему профессионально - нанять себе тренера по фитнесу, найти качественного массажиста. Рейтинг Ли стал расти, как на дрожжах. 2009-й она закончила 15-й, а в 2010-м впервые вошла в ТОП-10. И тут, видно, китайский семейный подряд решил, что взял от шведа все, что мог, и нечего дальше транжирить деньги. «Все в семью!» - с таким девизом Хогстедт был отправлен на понижение к 16-й ракетке мира, а новым наставником На Ли с конца 2010-го стал ее суженый-ряженый. И - сработало!
БЕССОННИЦА ПЕРЕД ПОБЕДОЙ
Когда в январском Сиднее Ли в 1/4 финала обыграла Кузнецову, то я, сами понимаете, не шибко переполошился. Во-первых, Света - ее «клиентка». Во-вторых, начало сезона - мало ли какие чудеса возможны. Даже когда китаянка дошла там до финала, удивления не было. В конце концов она на самом Australian Open в прошлом году в полуфинале играла. Да и что там у нее в Сиднее за соперницы были - Родионова, Раззано, Йовановски...
Но вот когда в финале была повержена сама Клийстерс и Ли выиграла первый в карьере турнир категории «Премьер», пришлось уже призадуматься. Ведь Ким с первого своего матча показывала, что является на сегодняшний день лучшей в туре по игре. Она демонстрировала это и в матче с китаянкой. До счета 5:0 в первом сете. Вот из какой передряги выкарабкалась Ли и победила в двух сетах!
Списать это на новогоднюю случайность хотелось, но не получалось. Для начала Ким засвидетельствовала: «Это другой игрок! Раньше удар справа у нее был слабым местом, теперь она одинаково опасно бьет с обеих сторон. Ну и передвигается по корту просто феноменально - и это после трех операций на ногах!» Но дело, по мне, было не только в этом. Сила духа стала в игре Ли чуть ли не доминирующим качеством. Знаете, что она заявила мне в Сиднее по окончании своего первого матча?