Стремительный рост цен, в особенности на продовольствие, еженедельно фиксируемый статистической, вряд ли остался незамеченным хоть кем-либо. Были и громкие заявления властей о необходимости укротить цены, были и предупреждения в адрес как торговцев, так и товаропроизводителей. Между тем статистические сводки показывают еженедельный рост стоимости продовольственных товаров буквально по всем позициям.
Недавно разобраться с ростом цен, а точнее, изучить вопрос, дать рекомендации и подключить к их исполнению власти всех регионов Сибири решили в Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС). В Томске состоялось заседание рабочей группы Координационного совета МАСС по торговле и потребительскому рынку, на котором обсуждались вопросы ценообразования и меры по регулированию цен на продукты, товары и услуги первой необходимости.
О том, какую роль собирается играть МАСС на потребительском рынке Сибири и что будет дальше с ростом цен, корреспонденту Сибкрай.ru рассказал заместитель председателя исполнительного комитета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», директор департамента по экономической политике и поддержке предпринимательства Владимир Аксенов.
- Владимир Николаевич, зачем создан координационный совет по торговле и потребительскому рынку МАСС, что это за структура и какие задачи перед ней ставятся?
- Вопросы торговли и потребительского рынка всегда были в центре внимания МАСС, более того, у нас в рамках поддержки предпринимательства в Сибири работала секция по потребительскому рынку. Но в прошлом году, когда начался резкий рост цен, и со стороны работников торговли прозвучала мотивировка, что это связано с пожарами и неурожаем, мы задались целью изучать ситуацию глубже и проблемы эти поднять на более высокий уровень. Кроме того, тогда нами было получено поручение от полпреда в СФО Виктора Толоконского, чтобы мы подготовили записку о ситуации на потребительском рынке. Мы ее подготовили, полпред одобрил работу МАСС и предложил создать координационный совет. На совещании по проблемам потребительского рынка создание совета стало реальностью, и 17 января 2011 года прошло первое заседание рабочей группы по ценообразованию.
- Что нас ожидает, на ваш взгляд, далее, будут ли расти цены на основные товары и продовольствие?
- Потребительский рынок и особенно рынок продовольственных товаров - не замкнутая структура, на него влияют много факторов. Выделю два из них, первый - это рост цен на продовольствие в мире. Это объективное обстоятельство, наш российский рынок не является изолированным. Есть объективные закономерности изменения стоимости продовольствия в мире, и они влияют и на нас. Второй фактор - наш потребительский рынок до сих пор нельзя отнести к цивилизованным, к сожалению. Дело в том, что любой потребительский рынок в любой стране мира мягко регулируется государством. В США есть министерство торговли, аналогичные рабочие органы есть в других странах, в России тоже назрела необходимость создания таких органов. Принят закон о государственном регулировании торговой деятельности в РФ, он заработал, но к нему требуется еще много нормативных правовых актов, которые должны затрагивать многие проблемы потребительского рынка.
Поэтому я считаю, что вторая причина роста цен на потребительском рынке - многие торговые организации недостаточно серьезно относятся к ситуации в стране, у них нет социальной ответственности, они готовы устанавливать для себя такие размеры торговых надбавок, что это уже никак не вяжется с мировыми нормами. Поэтому первое заседание координационного совета и было посвящено вопросам ценообразования. Органам государственной власти и местного самоуправления необходимо иметь какие-то ориентиры, и мы приняли решение разработать методические рекомендации по вопросам формирования цен на товары и услуги на потребительском рынке.
Мы решили ограничиться определенной номенклатурой товаров, которая будет согласована с субъектами федерации. И по ней попытаемся дать органам власти какие-то ориентиры. Для этого необходимо провести по группам товаров обоснования нормальных уровней цен исходя из объективных обстоятельств - цен у производителя, цен переработчика и тех надбавок, которые прибавляются в ходе оптовой и розничной торговли, включая все логистические цепочки. Когда такие ориентиры будут, можно будет и более обоснованно разговаривать с представителями торговых организаций, и договариваться с ними о разумных пределах изменения цен на перспективу.
Понятно, что это очень сложная задача, и бизнес есть бизнес, но, тем не менее, ответственность должна быть не только у органов власти перед населением, но и у бизнеса по отношению к своим покупателям.
- Одинаковы ли причины роста цен в разных регионах СФО, в чем их различие?
- Я уже назвал две главные причины - мировая конъюнктура и завышенные аппетиты торговых организаций - но есть и другие. Это, в частности, отдаленность регионов Сибири от основных мест производства товаров. Логистика, транспортные издержки налагаются на цену товара. Особенно в отдаленных территориях - тот же северный завоз, это вполне объективное обстоятельство, и если какие-то продукты или товары завозятся раз в полгода, это неминуемо приведет к повышению цены.
Далее, имеют место быть и конъюнктурные проявления, такие, как ажиотажный спрос. Население у нас зачастую очень нервно реагирует на дефицит продовольственных товаров, и здесь безусловно очень много значит позиция СМИ. Издания должны очень взвешенно подходить к описанию ситуации.
Наконец, никто не отменял погодные факторы. Мы и хотим все эти факторы проанализировать с точки зрения их значимости и влияния на цену.
- Какие на ваш взгляд меры следует предпринимать, чтобы укротить цены, перед кем надо поставить задачу?
- Механизм только один - бизнесу и власти нужно договариваться, не случайно во главу угла сейчас ставятся принципы государственно-частного партнерства. Оно заключается не только в том, что государство дает бизнесу преференции и готово ему помочь, создавая инфраструктурные объекты и выделяя средства для инвестиционных целей. Есть и проблема взаимной договоренности и ответственности. Никто не собирается угнетать сферу торговли и услуг, наоборот они у нас еще не очень развиты по сравнению со странами Европы и США. Речь идет об установлении определенных правил взаимодействия, чтобы учесть интересы и населения и бизнеса, и государства, и достичь разумного компромисса.
- Не будет ли неправильным пытаться регулировать цены, ведь у нас рыночная экономика? По каким признакам видно, что рост цен, который идет сейчас, не рыночный?
- Регулирование будет, конечно, осуществляться в определенных пределах и по определенным группам товаров. Есть обозначенные Правительством РФ социально-значимые группы товаров. По остальным нужно говорить скорее о разумном подходе с обеих сторон - государства и бизнеса. Никто не сможет заставить бизнесмена установить цену, которая будет ему невыгодна. Но простимулировать бизнес можно.
Мы знаем, что во многих странах есть меры стимулирования товаропроизводителей, но там она тоже двоякая. Государство в ответ требует, чтобы производители не выпускали много товаров каких-то групп. Чтобы не было перепроизводства. Поэтому и в нашей ситуации координационный совет будет подходить с разных сторон к этой проблематике. Будем обсуждать с товаропроизводителями, представителями торговых сетей. Мы выслушаем позиции разных сторон, и будет исходить из объективных предпосылок.