Повышенные в кризис ставки пошлин на иномарки отомрут только после вступления России в ВТО. Но снижение уровня защиты российского автопрома начнется не ранее 2016 года.
В Минпромторге заверяют, что государственные органы не планируют более повышать пошлины ни на легковые, ни на грузовые автомобили, и в дальнейшем будет их только снижать в рамках, предусмотренных стратегией развития автопрома, и в соответствии с обязательствами России по вступлению в ВТО.
Однако произойдет это не сразу. Как заявил заместитель министра промышленности и торговли России Андрей Дементьев в ходе online конференции, государственная позиция заключается в том, что в период не позднее 2016 года обложение пошлинами выйдет на среднеевропейский уровень. Даже сегодня, например, по грузовым автомобилям уровень защиты европейских стран - это 22%. «По нашим обязательствам, взятым на себя для вступления в ВТО, мы должны будем иметь уровень защиты в два раза ниже, чем европейцы по отношению к нам», - сказал замминистра.
Напомним, пошлины на иномарки были увеличены в январе 2009 года в числе прочих протекционистских мер - как утверждалось, временно, до окончания кризиса. И если на новые автомобили они выросли до 30% (но не меньше 1,2-2,8 евро за 1 куб. см объема двигателя), то на подержанные авто сроком от трех до пяти лет - до 35% (но не меньше 1,2-2,8 евро за 1 куб. см), а на машины старше пяти лет - до 2,5-5,8 евро за 1 куб. см двигателя.
Такое повышение привело к резкому подорожанию автоимпорта. В результате, стоимость одной и той же иномарки в России и, например, в Европе различается на 20-30% и не в пользу российских покупателей.
Андрей Дементьев признал, что на сегодняшний день в России действительно достаточно высокие пошлины, однако напомнил, что не было ни одного прецедента в мире, когда страна, создающая свой автопром, вела бы себя иначе. Да и в развитых странах уровень пошлин весьма высок. Так, в США уровень тарифной защиты составляет 25% на грузовые автомобили, и 10% на легковые.
А, например, в Китае - 25% на грузовые и запрет на регистрацию подержанных автомобилей, в Индии - от 26 до 41% и прямой запрет на ввоз подержанных авто, в Бразилии пошлины 35%. При этом «нет ни одной страны в мире», которая позволяет ввозить бывшие в эксплуатации грузовые автомобили из производящих их стран.
«Говорить, что у нас какие-то драконовские меры не приходится, и наши пошлины позволяют, в лучшем случае, иметь возможность для развития собственного производства. У тех партнеров, которых мы привлекаем для совместной работы на территории России, выбор крайне простой: им должно быть экономически выгоднее производить на территории РФ, нежели завозить. Нам нужен период времени, в течение которого эти проекты выйдут на экономически обоснованный объем и будут самодостаточны и прибыльны», - уверен чиновник.
Напомним, по планам министерства, к 2020 году государство должно прийти к тому, чтобы минимум 80% всех новых автомобилей, продаваемых на территории России, производились в нашей стране. Позиция ведомства сводится к стимулированию отечественных производств с объемом сборки не менее 300 тысяч машин в год.
По расчетам министерства, строительство в России новых заводов зарубежных автопроизводителей и повышение уровня локализации уже имеющихся производств смогут снизить стоимость иномарок на 10-15%.
Помимо технологического обновления, в Минпомторге указывают на уже достигнутый прямой финансовый и социальный эффект. По словам Андрей Дементьева, достаточно небольшой завод компании Sollerrs мощностью 25 тысяч авто в год по выпуску моделей SsangYong, на котором работает примерно 1,5 тысячи работников, собрав 15 тысяч машин по итогам 2010 года, «вдруг стал крупнейшим налогоплательщиком региона».
Однако не все эксперты согласны с аргументами Минпромторга. Так, руководитель департамента налогового и финансового консалтинга АКГ «Интерком-Аудит» Андрей Приходько полагает, что снижение импортных пошлин на авто было бы экономически целесообразным. «Пошлины на автомобили уже поднимались на протяжении последних лет не один раз и это приводило только к росту цен на автомобили на отечественном рынке, в частности на российские модели. Данный факт никак не сказывался на повышении конкурентоспособности отечественного автопрома», - указывает эксперт.
С ним согласен и глава налоговой практики международной юридической фирмы CMS Станислав Турбанов: «Очевидно, что одним повышением пошлин или поддержанием их на высоком уровне проблему создания в России качественных автомобилей не решить. Обычный протекционизм российскому производителю за счет препятствования ввозу дешевых иномарок к положительному результату не приводит: российские автомобили остаются при этом некачественными и не такими уж дешевыми, а иномарки по-прежнему дороги».
По итогам 2010 года российский авторынок вырос примерно на треть - до чуть больше 1 млн 700 автомобилей, однако и импорт новых легковых машин вырос примерно треть. Как сообщает Минэкономразвития, он увеличился на 31,7% и составил 687 тысяч машин. При этом подавляющее большинство (662,3 тысячи) импортированных в 2010 году автомобилей - новые машины, а подержанных ввезли только 25 тысяч. Аналогичная ситуация сложилась на авторынке России и в 2009 году, когда было ввезено всего 22,5 тысячи подержанных авто. При этом в предшествующие кризису годы импорт составлял сотни тысяч подержанных машин в год.
Поэтому «отвадить» пошлинами новые иномарки от российского рынка не получилось. Вряд ли такое возможно и в предстоящие годы, так как сомнительно, что даже с помощью иностранных концернов российский автопром будет способен сравниться со всем мировым автопромом по богатству модельного ряда, а в стране наладят производство примерно 150 массовых моделей, которые сегодня пользуются спросом у покупателей.
Тем более, что российские производители своих интересов не забудут. Так, с 26 января «АвтоВАЗ» изменил цены на свою продукцию. В среднем рост составит 4%, в том числе на модели Lada Kalina и Priora - примерно 3%, на Samara - 5,3%, на Lada 2107 - 6,3% и на Lada 4х4 - 5,6%. Как сообщили BFM.ru в пресс-службе производителя, коррекция стоимости вызвана тем, что с января 2011 года «АвтоВАЗ» начал производство автомобилей с электронным приводом педали акселератора (Е-газ), чтобы соответствовать нормам «Евро-4», которые начнут действовать в октябре 2011 года. Вторая причина - это значительный рост тарифов на электроэнергию и цен на некоторые виды комплектующих. Текущее подорожание не учитывает требование «Северстали» по 30-процентному повышению цен на металл. Переговоры «АвтоВАЗа» и «Северстали» по поставкам на 2011 год не достигли результата, контракт пока не подписан, а запасов металла на складе производителя хватит только до начала февраля.
Все новинки Детройта