Сибкрай.ru вспоминает наиболее значимые вехи развития экономики Новосибирской области в прошедшем году.
Наш портал не ставит своей целью составить рейтинг региональных проектов по их значимости. В разряд важнейших событий мы отнесли как масштабные проекты с большим объемом инвестиций, так и события, по нашему мнению, способные вывести экономику региона на новый виток развития или оказать на нее влияние в перспективе.
Первая высокотехнологичная ступень
Безусловно, событием стал ввод в строй летом 2010 года первой очереди Технопарка новосибирского Академгородка. Причем не только в сфере инновационной. Несмотря на то, что новости о решениях по строительству технопарков или открытии техновнедренческих зон поступают с завидной регулярностью из многих регионов, Новосибирску, пожалуй, удалось дальше всех продвинуться по этому пути, и более того, убедить остальных в правильности своей идеологии построения инновационного процесса. Не случайно в Технопарк приезжают гости из других регионов - пока здешний опыт уникален и технология построения инновационной инфраструктуры наиболее отработана. Есть и завидное взаимопонимание с региональными властями, которые с самого начала всячески поддерживают проект. Немаловажно также, что исполнительной властью принято решение о передаче всего имущества, которое создается на бюджетные средства, в уставный капитал технопарка. Это придает дополнительный вес проекту и дает новые возможности.
На сегодня введен в строй Центр технологического обеспечения (ЦТО), резидентами технопарка являются более 60 инновационных компаний, работает инновационный бизнес-инкубатор. Полным ходом идет возведение Центра наноструктурированных материалов, Центра информационных технологий и Центра коллективного пользования общей стоимостью порядка 2 млрд рублей, из которых около 500 млн составят частные инвестиции. Строительство предполагается закончить уже в нынешнем году. В итоге уставной капитал технопарка будет составлять около 1,5 млрд рублей, и он должен превратиться в хорошо организованный инструмент для обеспечения поддержки инновационных компаний на стадии их становления и развития. Власти региона уверены, что технопарк Академгородка выдаст к 2014 году высокотехнологичной продукции на 37,2 млрд. рублей.
«Интерра» пришла к каждому
В Новосибирске в сентябре 2010 года прошел второй инновационный молодежный форум «Интерра», который на этот раз поразил масштабностью устремлений организаторов. Площадками форума стали ведущие промышленные предприятия региона, а также удалось максимально приблизить форум к горожанам - многие площадки были ориентированы не только на инноваторов и участников форума, но и ставили задачу популяризации науки и инноваций для жителей города. В рамках форума состоялись Саммит университетов, Международный конгресс предпринимателей, Окружной инновационный Конвент и огромное количество других мероприятий - от круглых столов, лекций и мастер-классов до выставок и спектаклей.
Электротранспортный прорыв
Наблюдательный совет госкорпорации «Роснано» поддержал в последних числах декабря 2010 года проект производства катодного материала для литий-ионных аккумуляторов на Новосибирском заводе химконцентратов (НЗХК). Катоды будут изготовляться из разработанного учеными СО РАН нанокомпозиционного материала на основе железо-фосфата лития - материала, обладающего лучшей электронной и ионной проводимостью по сравнению с используемыми сегодня.Об этом проекте начали говорить еще в прошлом году, но только в апреле 2010 он начал обретать реальные очертания.
Партнерами в нем выступят китайская компания Thunder Sky и НЗХК при поддержке РОСНАНО, общая стоимость проекта с привлечением инвестиций «Роснано» и возможных соинвесторов оценивается примерно в 13 млрд рублей. Цифра, сопоставимая, например, с общим бюджетом возведения третьего моста через Обь. Проект уникален тем, что в нем будут использованы впоследствии и разработки институтов СО РАН. В перспективе вокруг основного производства батарей предполагается создание целого кластера сопутствующих производств катодных и анодных материалов, электролита, корпусов, комплектующих материалов и других компонентов. Новосибирские аккумуляторы найдут применение в электротранспортном сегменте. Сейчас уже готовы заводские корпуса площадью 40 тысяч кв. м, на заводе будут работать 500 человек. В Китае уже изготовлено и тестируется оборудование для производства аккумуляторов, оно скоро поступит в Новосибирск и в третьем квартале 2011 года первые батареи сойдут с конвейера. А к 2013 году завод выйдет на проектную мощность. Удвоение ВППВажнейшим событием для развития транспортной инфраструктуры Новосибирска и региона в целом стал ввод в эксплуатацию осенью 2010 года второй взлетно-посадочной полосы аэропорта Толмачево. Прежде всего, ее открытие позволяет региону уже в полную силу включиться в борьбу за транзитный пассажиро- и грузопоток через Новосибирск. И если раньше были сомнения относительно того, кто побеждает в гонке за право называться крупнейшим сибирским аэропортом-хабом - Красноярск или Новосибирск - теперь их не возникает. По мнению генерального директора ОАО «Аэропорт Толмачево» Александра Бородина, Новосибирск как центр Сибири и третий город в России победил в этой конкурентной борьбе. И теперь главными своими соперниками по перевозкам видит аэропорты Средней Азии. Север, далее - востокВ сентябре 2010 года состоялась сдача в эксплуатацию пускового комплекса № 10 северного автодорожного обхода. Был открыт для одностороннего движения участок автодороги первой технической категории с цементобетонным покрытием протяженностью 11,26 км, в том числе 169,5 погонных метров мостов и путепроводов. В октябре дорогу запустили полностью, и она существенно разгрузила транспортные магистрали восточной части Новосибирска.
Северный обход Новосибирска (федеральная автодорога М-51 «Байкал» на участке село Прокудское - посёлок Сокур) - пожалуй, крупнейший стройобъект дорожной отрасли Западной Сибири. В этом году, по словам министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Николая Симонова, Северный обход будет полностью введен в эксплуатацию. А уже в 2012 году планируется начать строительство Восточного обхода. Длина трассы составит 10 км от Искитима до Северного обхода с восточной стороны.
Мост в транспортное будущее
Но все же наиболее грандиозным инфраструктурным проектом стало начало возведения в 2010 году третьего моста через Обь. Инженерное сооружение пропускной способностью 60 тыс автомобилей в сутки - часть будущего Юго-Западного транзита Новосибирской области от трассы М-51 «Байкал» до М-52 «Чуйский тракт». Третий мост призван разгрузить автомобильное движение в центре Новосибирска. Общая длина мостового перехода составит 5 476 м (по три полосы в каждую сторону) и включает арочный мост через Обь длиной 2 096 м, два путепровода над улицами Большевистской и Ватутина, две транспортные развязки по этим же улицам с пятью и четырьмя съездами соответственно, четыре пешеходных моста и ливневую канализацию.
Несчастливая станция