Московская область до 1 марта будет находиться в режиме чрезвычайной ситуации, там до сих пор идут восстановительные работы.
Сегодня энергетики планировали обесточить на время около 86 населенных пунктов. На связи со студией радио «Вести ФМ» Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности.
«Вести ФМ»: Константин Васильевич, здравствуйте. Почему это все случилось, на ваш взгляд, не только же ледяной дождь виноват?
Симонов: Действительно, я думаю, что для жителей отключенных регионов глобальные проблемы ушли на второй план, после того, как они, можно сказать, оказались на несколько веков назад отброшенными, и вынуждены были зажигать свечи. Я с вами здесь соглашусь целиком и полностью в том плане, что если бы даже не было этого ледяного дождя, все равно риски возникновения подобных явлений были крайне велики.
«Вести ФМ»: А в чем здесь дело? Смотрите, сколько причин было названо: и изношенность оборудования, и то, что лесополоса очень узкая, и много чего было сказано. С вашей точки зрения?
Симонов: Я думаю, что главная причина заключается, конечно, не в состоянии лесополос или даже не в том, что произошло действительно уникальное природное явление, главная причина - это чудовищное состояние даже не оборудования, а прежде всего сетевого хозяйства. Дело в том, что именно в сетевом хозяйстве износ по всей электроэнергетике еще до начала реформирования РАО «ЕЭС России» был максимальным. А реформировать саму систему, напомню, мы начали с генерации, потому что была почему-то взята за основу идея, что самая большая проблема у нас в генерации. Помните, такой был пресс Чубайса, что у нас будет расти потреблении? А про сети, про транспортировку электроэнергии тогда вообще все забыли. И мы знаем, что все сети в итоге были переданы в несколько государственных компаний, прежде всего, в компанию ФСК или в компанию «Межрегиональная сетевая компания». Но известны были оценки, они сейчас сохраняются, что на самом деле именно в сетевом хозяйстве основные наши проблемы. Потому что сетями у нас никто не занимался. А когда пошла реформа, тогда все силы, как я уже сказал, были брошены на генерацию, то есть сетями и так никто не занимался, с высокими степенями износа. По оценкам экспертов электроэнергетики, она превышает 70%, то есть она была даже выше чем генерация. Но генерацией хоть как-то стали заниматься, но по сетям по-прежнему объем инвестиций был крайне незначительным. И в этом плане у нас получается, что в целом есть проблема недоинвестирования в электроэнергетику, проблема износа, и именно в сетевом хозяйстве она оказалось наиболее острой. Поэтому эти сети в определенных условиях из состояния изношенных превратились в состояние оборванных.
«Вести ФМ»: Константин Васильевич, а действует ли здесь такая формула, к которой мы привыкли, что в каком-то регионе ладно, а вот в Москве все хорошо, и вот рвануло в Москве? Получается, что в регионах еще хуже ситуация?
Симонов: Нет, на самом деле эта формула не совсем применима. Я напомню, что одна из наиболее тяжелых аварий еще как раз в начале реформирования РАО пришлась на Москву и Московскую область, авария на подстанции «Чагино». Наоборот, мы понимаем, что риск аварий в крупных системах выше.
Посмотреть прогноз погоды