Работники киноиндустрии все чаще заявляют о своих правах. За 2010-й год в Межрегиональном профсоюзе работников кино и телерадиовещания накопилось заявлений на 11 млн рублей от обиженных реквизиторов, художников по костюмам, вторых режиссеров и других представителей творческих профессий. Все они утверждают, что после съемок так и не получили за свою работу денег. При этом, со многими из них кинокомпании просто забыли заключить договоры.
Павел Щербатюк уже около года судится с кинокомпанией Star Media Pro- прошлой осенью он принимал участие в съемках телефильма для НТВ «Небо в огне» в качестве второго режиссера, но до сих пор не получил своих денег за работу. «Я проработал в проекте чуть больше трех недель на стадии подготовительного периода, все это время мы работали по 12 часов в сутки шесть дней в неделю, договор со мной не заключали, "кормили завтраками", и когда я этого потребовал, сказали, что в таком случае не нуждаются в моих услугах»,- рассказывает он. В то время как Щербатюк заявляет, что договаривался о работе напрямую с исполнительным продюсером проекта Григорием Нахапетовым, в Star Media Pro уверяют, что он у них не работал. «Компания не имела трудовых отношений с ним, о чем свидетельствует полное отсутствие каких-либо договоров и заявлений, к работе его никто не допускал,- сообщила официальный представитель компании Star Media Pro Ирина Ленченко.- В общем-то, цели Щербатюка понятны, на рынке давно известна его активность в рамках определенного профсоюза».
Судебные тяжбы
Разобраться в этой путаной истории пока не может даже суд- очередное заседание по делу состоится 20 сентября. Щербатюк требует с компании 1 млн 300 тысяч рублей- в эту сумму включена зарплата, возмещение денег за вынужденный прогул в течение года и моральный ущерб. Пострадавший уповает на закон, по которому трудовой договор считается автоматически заключенным, если работник выполняет свою работу более трех дней. Но, по мнению юристов, отсудить специалисту вряд ли удастся даже и те 80 тысяч, которые он должен был получить за работу. «В таких случаях суд обычно принимает сторону работника, иногда даже перегибая палку, но сложность дела заключается в том, что даже доказав факт трудовых отношений, тяжело будет доказать размер заработной платы, на которую изначально договаривались- она нигде не прописана, приказа не существует,- комментирует Николай Степанов, партнер коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры".- Хорошо, если в компании есть штатное расписание, где прописан оклад по этой должности, но он может оказаться меньше того, на который соглашался работник при устных договоренностях. Тем более, вряд ли удастся получить в этом случае всю сумму согласованной заработной платы за "вынужденный прогул", а моральный вред может оценен судом не более чем в несколько тысяч рублей».
«80% наших заявлений судебно бесперспективны, так как договоры не заключаются, доказать без них что-либо сложно, - отмечает Ершов. - Схема эта уже отработана и выглядит обычно- сначала человеку говорят, что не могут распечатать документ потому, что сломался принтер, закончился картридж, вышел из строя сканер, бухгалтер уехал в отпуск, а когда проходит пара-тройка месяцев заявляют, что и знать не знают этого работника. Фактически отношения работника и рабочего в кино и телеиндустрии рабские, у последнего- никаких прав».
Сейчас в профсоюзе собираются вплотную заняться проблемой отсутствием трудовых договоров между актерами и их работодателями. По словам Ершова, в июле в Думе была создана рабочая комиссия по социально-трудовым отношениям, которая в начале сентября должна начать прорабатывать вопрос «вертикали» отношений внутри киноотрасли.
Посмотреть предложения на рынке труда