Российский авторынок постепенно приходит в себя. Иностранные гиганты на временные трудности смотрят философски, наращивая присутствие. «АвтоВАЗ» получил огромную поддержку в виде программы утилизации и поездки Владимира Путина на Lada Kalina. А миллиардер Михаил Прохоров представил свой Ё-мобиль
Москва. 30 декабря. FINMARKET.RU - Российский авторынок после глубочайшей депрессии конца 2008 - 2009 годов постепенно приходит в себя - программа утилизации старых машин, восстановление платежеспособного спроса и оживление кредитования, а также расширение модельного ряда помогли отыграть большую часть кризисного падения. Однако, даже несмотря на быстрый отскок - продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в 2010 г вырастут на 30%, до 1,9 млн штук - уровень последнего года эпохи благоденствия достигнут не будет.
Иностранные гиганты на временные трудности смотрят философски, с позиции долгосрочных инвесторов. В 2010 году в России заработал совместный завод PSA Peugeot-Citroen и Mitsubishi в Калуге, а также предприятие Hyundai Motor в Санкт-Петербурге, расширены производственные мощности заводов Volkswagen в Калуге и Renault в Москве.
Отечественный флагман - «АвтоВАЗ» - вспоминал 2009 год как страшный сон. Утилизация плюс неожиданный, но яркий product placement автомобиля Lada Kalina в исполнении премьера Владимира Путина помогли увеличить продажи автомобилей производства волжского завода до 555 тыс. автомобилей, что выше показателей 2009 года в полтора раза. В 2011 году продажи могут вырасти до 700 тыс. штук, в том числе за счет продления программы утилизации, по которой тольяттинское предприятие продает значительную часть своих автомобилей.
В 2010 году о строительстве завода в РФ объявил альянс FIAT-Sollers, о покупке «ИжАвто» у дочки Сбербанка в конце года договорился «АвтоВАЗ», группа «ГАЗ» и концерн Daimler AG достигли взаимопонимания по сборке LCV Mercedes-Benz Sprinter в Нижнем Новгороде.
СП группы «Онэксим» Михаила Прохорова и ЗАО «Яровит моторс» (ООО «ё-авто») в 2010 году разработало и представило прототипы трех моделей гибридных автомобилей собственной разработки. Серийное производство автомобиля, получившего несколько провокационное название «ё» планируется во второй половине 2012 года.
Рекорды авторынка
Продажи новых легковых автомобилей в 2010 году после нескольких месяцев инерционного падения со второго квартала начали рост. В апреле, после запуска программы утилизации, он составил 20%, в мае - 31%, в июне - 45%, в июле - 48%. В августе продажи выросли в 1,5 раза, до 168,6 тыс. машин, и к ноябрю рост достиг 80% (до 190 тыс. штук).
«Во II квартале ситуация на автомобильном рынке кардинально изменилась, спрос вырос и продолжает расти. Рост обусловлен не только премией по утилизации, но и общим улучшением макроэкономической ситуации и повышением покупательского оптимизма. Теперь успех каждого бренда зависит от того, сможет ли он оперативно увеличить производство и поставки. Мы ожидаем некоторого дефицита автомобилей в третьем квартале и резкого роста продаж под конец года», - еще летом говорил вице-председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Мартин Ян.
Рост продаж новых автомобилей в середине года привел к увеличению цен на рынке подержанных машин.
«Резкий скачок связан с тем, что в мае кризисного 2009 года свежие машины подешевели, в этом же году цены растут, так что можно констатировать: на вторичном авторынке кризис закончился», - отмечали эксперты SmartUs.ru. К концу года цены на вторичном рынке замедлили рост из-за увеличения поставок новых автомобилей.
Эксперты АЕБ в 2010 году несколько раз пересматривали в сторону улучшения прогноз по емкости авторынка. Еще в апреле продажи по итогам 2010 года ожидались в размере 1,6 млн автомобилей, осенью прогноз был повышен до 1,7 млн штук, в октябре - до 1,8 млн. По итогам ноябрьских результатов представители АЕБ снова улучшили прогноз, до 1,9 млн автомобилей.
«Ноябрь продемонстрировал самый высокий рост рынка с декабря 2008 года, и рынок продолжает расти, стремясь к показателю 1,9 млн проданных машин за год, что значительно выше всех предыдущих прогнозов комитета. В годовом исчислении рост может составить 30%. Очевидно, что программа утилизации старых автомобилей, а также повышенная доступность кредитов совпали с ростом потребительской уверенности, приведя к росту продаж во всех сегментах и по всем маркам», - констатировал председатель комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас.
Между тем, управляющий директор Ford в России Марк Овенден отмечал, что «рассматривая продолжающийся рост рынка, необходимо не забывать анализировать данные также без учета действия программы утилизации - только тогда мы сможем точно заявить, что кризис остался позади». «Ситуация выглядит обнадеживающе, но для продолжения устойчивого восстановления после окончания действия программы утилизации необходим дальнейший рост экономики», - говорил Мрак Овенден.
Около 35% продаж на авторынке страны придется на сборочные заводы по производству иномарок, около трети автомобилей будет импортировано. Два года назад на импорт приходилось более половины (53%) российского авторынка, а сборочные заводы обеспечивали лишь порядка 20% общего объема продаж новых автомобилей.
В будущее авторынок смотрит с надеждой. Регулятор - министерство промышленности и торговли - ждет, что к 2020 г. объем продаж автомобилей в России достигнет 3,6 млн штук.
«К середине 2013 года рынок полностью восстановится, а в 2014 году станет рынком номер 1 в Европе, преодолев отметку в 3 млн автомобилей», - не скрывает оптимизма глава министерства Виктор Христенко. По его словам, в 2010 году производство автомобилей в России достигнет 1,3 млн штук.
Новые заводы ...
Французский концерн PSA Peugeot Citroen и японская Mitsubishi Motors Corporation в апреле запустили автозавод в Калужской области - ООО «ПСМА Рус».
Завод начал серийный выпуск автомобилей с модели Peugeot 308. План по выпуску Peugeot на российском предприятии на 2010 год составляет 15-20 тыс. автомобилей при первоначальной мощности завода 45 тыс. машин в год..
Автомобиль под маркой Citroen модели C4 выпущен на российском заводе в июне, с 2012 года планируется начать сборку этого автомобиля по полному циклу. В сентябре предприятие приступило к сборке внедорожников трех марок Peugeot, Citroen и Mitsubishi. Производство внедорожников по полному производственному циклу начнется в конце 2012 - начале 2013 гг. Инвестиции в завод составили 470 млн евро.
Председатель совета директоров PSA Peugeot Citroen Филипп Варен отмечал, что предприятие в Калуге в 2012 году перейдет на производство полного цикла и планирует выпускать 125 тыс. автомобилей, из них 85 тыс. седанов Peugeot и Citroen и 40 тыс. полноприводных автомобилей всех 3 марок. «Верим в потенциал роста российского автомобильного рынка и готовимся к его подъему», - сказал Варен. Ему вторил вице-президент Mitsubishi Осаму Масуко, который оценил потенциальную емкость российского рынка в 5 млн автомобилей в год.
Включение автомобилей производства «ПСМА Рус» в государственные программы утилизации и льготного кредитования позволило Citroen увеличить продажи автомобилей за 11 месяцев на 36%, до 15,420 тыс. автомобилей. У Peugeot этот показатель вырос на 15%, до 32 тыс., у Mitsubishi - на 3%, до 40,2 тыс.
Hyundai в сентябре запустила тестовое производство на предприятии в Санкт-Петербурге. Инвестиции в проект составят около 500 млн евро. В 2011 году на заводе планируется произвести 105 тыс. автомобилей, в 2012 году - выйти на проектную мощность в 150 тыс. автомобилей.
Производство начнется с бюджетной модели Solaris, которую компания хочет видеть «народным автомобилем».
... И новые альянсы
Все автомобильные новости