А вы задумывались об эпиляции диодным лазером? Ведь лазерная эпиляция – это инновационный метод борьбы с лишними волосами на теле. Открылся новый центр лазерной эпиляции в Москве – Epilas, всё используемое оборудование высочайшего европейского качества производства Германии: MeDioStar Next PRO
При этом цены самые низкие в Москве, без каких-либо дополнительных акций или скидок. Так, например, лазерная эпиляция ног полностью будет стоить всего 2500 руб., а если оплатите курс из 5 процедур, то дополнительно получите скидку 30%.
Глубокой стагнации банковского сектора удалось избежать, и это главный итог уходящего года, признают банкиры. В числе очевидных успехов - рост вкладов и оживление кредитования. Вместе с тем они настороженно смотрят в будущее: волнуют доходность бизнеса, усиление конкуренции и «плохие» долги
Москва. 30 декабря. FINMARKET.RU - Российские банки, избежавшие вопреки собственным ожиданиям глубокой стагнации, начинают испытывать робкий оптимизм. Оснований уже достаточно: минувший год ознаменовался быстрым ростом вкладов и оживлением кредитования. Вместе с тем доходность банковского бизнеса продолжает снижаться, и это пугает участников рынка. Об ужесточении конкуренции, консолидации сектора, а также о том, чего ждать от масштабной экспансии ВТБ, банкиры рассказали агентству «Интерфакс».
Нелегкий путь к определенности
Глубокой стагнации избежать удалось, и это главный итог уходящего года, признают банкиры. В числе безусловных успехов - рост вкладов (за 10 месяцев - 21,3% против 15,1% за такой же период прошлого года), а также оживление кредитования (9,2% по кредитам нефинансовым предприятиям и 10,2% - физлицам против 1,2% и минус 10,5% соответственно).
Раскачать кредитование банкам помогла стабилизация экономики, а также снижение ставки рефинансирования ЦБ. За минувший год ставка снижалась четыре раза, в общей сложности на 1 процентный пункт - до 7,75% годовых.
«Если в 2009 году рынок корпоративного кредитования практически замер, то в текущем году мы наблюдаем достаточно активный рост. Это результат избыточной ликвидности, накопленной банками, и стабилизации экономической ситуации в целом», - считает президент Промсвязьбанка Артем Констандян.
По итогам года как минимум 30-35 активных игроков покажут рост кредитных портфелей более чем на 15%, оценивает ситуацию Промсвязьбанк. «В целом по году прирост в сегменте корпоративного кредитования, возможно, даже превысит 10%, в то время как в начале года мы прогнозировали прирост на уровне 5-7%», - добавил глава этой кредитной организации.
Вместе с тем банкиров продолжает волновать доходность их бизнеса. В первой половине года банки пытались компенсировать падение процентных доходов по кредитным портфелям существенными вложениями в ценные бумаги, отмечает президент Первого республиканского банка Людмила Лебедева.
«Банковский сектор вышел на положительную прибыль, но исключительно за счет восстановления резервов, созданных во время кризиса, доходность же банковского бизнеса постепенно снижается», - сказал руководитель стратегической службы Абсолют банка Равиль Нигматов. По его мнению, снижающаяся доходность стала одной из причин начала процесса консолидации в секторе.
Слияние банков явилось наиболее простым способом наращивания объемов бизнеса и выхода на новые рынки, считает директор департамента международного бизнеса и финансовых институтов Бинбанка Юрий Амвросиев. Тенденция укрупнения банковского сектора сохранится и в следующем году, полагает он.
Продолжилось в уходящем году и усиление позиций государственных банков. Правда, банкиры по-разному воспринимают увеличение доли госсектора: одних это настораживает, другие же не видят в этом угрозы конкуренции.
Увеличение роли госбанков произошло еще в 2009 году в связи с тем, что они выступали проводниками государственной политики по поддержке экономики, напоминает председатель правления Райффайзенбанка Павел Гурин. В то время как частные банки стремились контролировать свои риски за счет очень консервативного подхода к оценке заемщиков, и, как следствие, снижали свою кредитную активность, госбанки продолжали кредитовать, проводя политику властей.
Председатель правления Юникредит банка Михаил Алексеев с ним соглашается. «Была массированная поддержка госбанков со стороны закромов родины в 2009 году», - напоминает он.
«В этом году, мне кажется, тенденция уже изменилась. Многие кредиты, выданные госбанками в 2009 году, но по достаточно высоким ставкам, были рефинансированы заемщиками, однако уже в частных банках», - подчеркивает П.Гурин.
Директор стратегии Росбанка Алексей Жданов в свою очередь отмечает, что в 2010 году банковская конкуренция усилилась, в том числе и за счет нерыночных факторов - между государственными и частными банками.
«Солнце в небе проглотил»
Экспансия ВТБ, несмотря даже на ее незавершенность, стала одним из главных событий уходящего года в российском банковском секторе, признают участники рынка.
Уже сами по себе планы второго банка страны по приобретению сначала Транскредитбанка (ТКБ), занимающего сейчас 14-е место по объему активов, а затем еще и входящего в пятерку Банка Москвы, вызывает озабоченность банкиров. ВТБ же не скрывает своих планов полностью присоединить эти кредитные организации в течение нескольких лет после их покупки.
«ВТБ поставил перед собой задачу стать полноценным конкурентом Сбербанку, а поскольку достичь этого органическим путем невозможно, то, умело воспользовавшись тем, что в кризисный период государство надуло ему капитал, начал скупку», - говорит директор Центра экономических исследований Московской финансово-промышленной академии (МФПА) Сергей Моисеев.
Он добавляет, что у ВТБ уровень достаточности капитала один из самых высоких. «ВТБ в последний год не использовал капитал эффективно, теперь же, направив излишки ликвидности на покупку ТКБ и Банка Москвы, они сделают паузу, а потом, года через три, начнут новые поглощения», - добавляет он.
Экспансия ВТБ не оставляет банкиров равнодушными, даже несмотря на то, что обе кредитные организации, которые он планирует поглотить, являются квазигосударственными, и, следовательно, с рыночной точки зрения резкого изменения госдоли в банковском секторе после их консолидации не произойдет.
«Автоматически сказать, что при объединении ВТБ с Транскредитбанком и Банком Москвы увеличится роль госбанков, нельзя. После объединения следует ожидать некой синергии. Один плюс один при объединении не всегда два, но чтобы получить два с половиной, могут потребоваться годы напряженной работы», - высказал мнение П.Гурин.
Участники рынка отмечают, что регуляторы и власти, одобряя такие сделки, негласно поощряют экспансию госбанков. В конечном итоге это приводит к нарушению конкуренции в секторе, ведь откусывают все от одного и того же пирога, а значит, частным банкам будет сложнее удержать свои позиции, добавляют они.
«Рынок M&A в следующем году, скорее всего, будет находиться под влиянием сделок ВТБ по покупке ТКБ и Банка Москвы, а также банков, которые достались государству в период кризиса. В этой связи я пока не вижу значительных предпосылок для усиления консолидации в секторе со стороны других его участников», - говорит президент Промсвязьбанка А.Констандян.
Впрочем, в пресс-службе Банке Москвы отмечают, что сделка с ВТБ формально еще не начиналась. «Все события, происходящие в последнее время вокруг Банка Москвы, вызваны исключительно интересом третьих лиц в получении контроля над банком. Никакой сделки пока нет, поэтому делать какие-либо выводы рано. Возможны различные варианты», - подчеркивают в Банке Москвы.
Объединяйтесь!
Рост объема активов госбанков уже вынуждает крупные федеральные и региональные банки реорганизовывать свой бизнес, в частности, путем слияний, отмечает С.Моисеев из МФПА. Он ожидает в следующем году реорганизацию Номос-банка с последующим выходом на IPO, а также продажу банка «Уралсиб».
Номос-банк в декабре завершил консолидацию 51,3% акций Ханты-Мансийского банка. В следующем году участники рынка прочат ему IPO. По неофициальным данным, Номос-банк планирует провести размещение акций в Лондоне и Москве в первом полугодии. Мандаты на организацию сделки получили Credit Suisse, Deutsche Bank, «ВТБ Капитал» и Citi, ориентировочный объем привлечения - $600 млн. Сам банк не комментирует эту информацию.