Завершающийся год стал, пожалуй, самым проблемным для единой европейской валюты со времени ее появления на свет. Хотя средний курс евро к его главному «сопернику», доллару, составил 1,35 долл./евро против 0,92 долл./евро в 2001 году, о кризисе единой европейской валюты сейчас говорят куда активнее, чем девять лет назад
Для этого есть основания. Если в начале 2000-х евро был «новичком» на валютном рынке, а его введение пришлось на период серьезных потрясений на фондовых и финансовых рынках в 2000-2002 годах, которые спровоцировали бегство инвесторов в самую надежную валюту, доллар, то сегодня евро - устоявшаяся конструкция, а кризис идет на спад. Тем не менее еврозона столкнулась с трудностями, которые сложно переоценить.
Причины их понятны и могли быть предсказаны давно. Создав единый эмиссионный центр, регулирующий процентные ставки и денежное предложение, европейские страны, во-первых, не выработали действенных механизмов наказания стран, нарушающих так называемые маастрихтские критерии; во-вторых, не создали хотя бы относительно унифицированную налоговую систему и не предложили сколь-либо нового варианта наполнения общеевропейского бюджета; в-третьих, не наделили руководящие органы Евросоюза и зоны обращения единой европейской валюты правами эмиссии суверенных долговых обязательств. Первое обстоятельство воспрепятствовало ограничению роста госдолга в Греции и Португалии; второе породило возможность бесконтрольного надувания пузыря на финансовых рынках, которое мы увидели в Ирландии; третье обусловило необходимость суетливого создания антикризисного механизма, требующего межгосударственных консультаций и согласования всеми участниками зоны евро вместо выхода на долговой рынок от имени ЕС или еврозоны как единого целого, что могло бы привлечь необходимые сре-дства и прекратить панику.
Событий 2010 года при наличии этих трех обстоятельств не могло не случиться. И финальный результат года - курс в 1,31 долл./евро - в общем-то весьма неплох. Главный вопрос: в каком направлении пойдет процесс в ближайшее время. Здесь, мне кажется, следует исходить из того, что хуже уже не будет. На протяжении года мы видели два масштабных кризиса - греческий и ирландский, причем после первого провал был куда заметнее, чем после второго. Упав с уровня в 1,46 долл./евро в январе до 1,19 долл./евро в начале июня, евро почти восстановился (до 1,42 долл./евро) в начале декабря, скорректировавшись по итогам ирландских и португальских «событий» всего на 7%. Инвесторы понимают, что проблемы еврозоны существенны, но, с одной стороны, их разрешение требует меньших усилий, чем в США и Англии (средневзвешенный бюджетный дефицит стран еврозоны по итогам 2010 года составит 6,5% ВВП - и 3,7% в Германии, тогда как в Америке - 9,1% ВВП, а в Великобритании - 13,5%); и с другой стороны, помощь «проштрафившимся» странам все равно будет оказана, так как распад зоны евро обойдется куда дороже любых согласованных финансовых усилий.
В 2010 году Европе пришлось одобрить два пакета мер по противодействию долговому кризису, и, думается, в ближайшие годы мы увидим не столько финансовые, сколько организационные меры. У меня не возникает сомнения в том, что в 2011-2013 годы страны еврозоны возложат друг на друга гораздо более строгие обязательства относительно валютной и финансовой стабильности, чем те, что существовали до сих пор, - и нынешний кризис в результате послужит укреплению валютного союза, а не его дискредитации.
Хорошо известно, что в длительной исторической перспективе - например, на отрезке времени с 1971 года, когда был отменен размен доллара на золото, и до наших дней - «условный евро» (корзина валют, вошедших в единую зону стран, взвешенная с учетом их ВВП) вырос по отношению к доллару в 2,5, а к британскому фунту - почти в 4 раза. Валюты англосаксонских стран уверенно дешевели против валют континентальной Европы (за исключением швейцарского франка) весь этот период, и в 2008-2009 гг. евро находился на своих исторических максимумах относительно фунта и доллара, что отражает, в частности, потребность США и Великобритании в постоянной «мягкой» девальвации ради поддержания стабильности экономического роста. Серьезное удешевление евро, не говоря уж о его крахе, - жестокое испытание для мировой финансовой системы и для экономик стран, выступающих основными торговыми партнерами ЕС, и потому не только в Европе, но и за ее пределами будет сделано все возможное, чтобы его не допустить.
Поэтому, уверен, те, кто спешит сегодня похоронить евро, как недавно другие хоронили доллар, ошибаются. Современная финансовая система весьма изощренна и управляется профессионалами своего дела, а политики европейских стран не раз демонстрировали высокую степень ответственности. И новый год, представляется мне, не несет предпосылок для паники.
Посмотреть курс валют