МОСКВА, 22 декабря. Автомобильный рынок России показал в 2010 году очень хорошие результаты, а в 2011 году продолжит расти и может увеличиться на 15%, до 2 млн автомобилей. Такое мнение высказал «Росбалту» аналитик Банка Москвы Михаил Лямин.
Акции автомобилестроительных компаний в уходящем году опередили российский рынок акций в целом, а акции «АвтоВАЗа» вообще подорожали в 2,5 раза, хотя главной причиной роста последних стала очередная реструктуризация долгов компании, отмечает он. Большинство компаний по итогам 2010 года в отрасли выйдут на безубыточный уровень производства, а в 2011 году отрасль выйдет на чистую прибыль, ожидает Лямин. Правда, акции автомобилестроительных компаний уже во многом учитывают позитивные тенденции, поэтому в качестве интересных с точки зрения инвесторов ценных бумаг он выделяет только акции Sollers.
Прогнозы Банка Москвы на 2010 год, сделанные в начале года и оказавшиеся одними из самых оптимистичных на рынке, были достигнуты уже по итогам 10 месяцев, отмечает Лямин. Динамика российского рынка, как и мирового рынка в последние два года, определялась размером господдержки отрасли. «В частности, в России наиболее существенное влияние оказывала программа утилизации старых автомобилей. Наиболее ярко влияние программы демонстрируют продажи "АвтоВАЗа", 42% которых пришлось на действующую программу», - приводит пример аналитик, но напоминает, что господдержка выражалась также в увеличении госрасходов на закупку техники, субсидировании процентных ставок, рефинансировании задолженности и в других мерах.
В 2011 году рынок продолжит расти, уверен эксперт. Однако, он подчеркивает, что этот рост во многом будет вызван продолжением программ господдержки. «Практика других стран показывает краткосрочность эффекта от стимулирующих программ, - рассказывает Лямин. - Не подкрепленный органическим ростом рынок, как правило, по завершении действия госпрограммы возвращается на начальные уровни. Поэтому важным решением правительства для российского рынка является продление программы утилизации в 2011 году. Ее объем, по предварительным данным, будет равен 14 млрд рублей. Более того, в следующем году ожидается введение аналогичной программы для рынка коммерческой техники».
Аналитик прогнозирует на 2011 год 15-процентный рост российского авторынка до 2 млн автомобилей. «С учетом негативной динамики европейских рынков это может вернуть Россию на вторую позицию в Европе», - добавляет он.
Сектор останется интересным для слияний и поглощений. «В частности, можно ожидать увеличения доли участия иностранных партнеров в капитале "АвтоВАЗа" и КАМАЗа. Поводом для переоценки КАМАЗа может также стать приобретение "Ростехнологиями" белорусского автопроизводителя - МАЗ», - говорит эксперт.
Все автомобильные новости