Российский рубль пока не готов стать резервной или региональной валютой, считает МВФ. Однако необходимость искать замену доллару США назрела, признает фонд. Какая валюта может стать резервной в будущем, есть ли возможность у рубля занять место региональной валюты, Вести.Ru спросили экспертов.
Заменой доллару могли бы стать такие валюты как евро, японская иена, фунт стерлингов. Однако и здесь есть сложности, так как страны - эмитенты этих валют столкнулись с необходимостью серьезной бюджетной консолидации, сокращения дефицита и задолженности, подчеркивает МВФ.
«Скоро эти страны превысят пороговое значение по объему долга. Это вызывает беспокойство, так как эти страны будут выпускать меньше госбумаг. Это означает, что использовать их валюты в качестве резервных валют будет сложно», - отметила накануне начальник отдела стратегии департамента стратегии, разработки политики и анализа МВФ Изабель Матеос-и-Лаго.
МВФ полагает, что сложность использования валют развивающихся стран, в том числе России, в качестве резервных состоит «в небольшой эмиссии по сравнению с традиционными эмитентами резервных валют». «Вопрос в том, смогут ли они удовлетворить огромный спрос, который существует?» - подчеркнула Матеос-и-Лаго.
Говоря о возможности рубля стать региональной резервной валютой, Матеос-и-Лаго отметила, что и это затруднительно, поскольку стран, для которых Россия является основным торговым партнером, не так много.
«В последние годы российские власти разрабатывают идею превращения рубля если не в мировую, то в региональную резервную валюту. Нужно создать ситуацию, когда центробанки других государств будут накапливать рубли в своих валютных резервах. На пути к подобной цели России предстоит решить несколько вопросов, и это работа не одного года», - пояснил Вестям.Ru главный аналитик ФГ «Калита-Финанс» Андрей Ганган.
Первый вопрос заключается в том, что ценообразование рубля по-прежнему не является полностью рыночным, поскольку в процессе определения курса рубля участвует Банк России. В подобных условиях прогнозировать курс рубля значительно сложнее, участникам рынка необходимо учитывать дополнительный фактор (он же риск) в лице регулятора, от действий которого существенно зависят рублевые кросс-курсы, считает Ганган.
«Институциональные инвесторы, в том числе зарубежные центробанки, всегда с осторожностью относятся к тому, что курсом какой-либо валюты, входящей в состав их резервов, могут управлять вопреки рыночным тенденциям. Поэтому для придания рублю статуса резервной валюты необходимым условием является максимальное отстранение Банка России от хода торгов на валютном рынке. Это понимают все специалисты», - отметил Ганган.
Вторым важным вопросом для получения валютой статуса резервной является наличие глубокого и ликвидного рынка госдолга, пояснил эксперт.
Центральные банки держат резервы не просто в валюте, а в определенных активах, в первую очередь, в гособлигациях, номинированных в этой валюте. «Накапливая рубли, монетарные власти какой-либо страны должны иметь возможность приобрести на эти средства облигации. Учитывая крайне скромный по мировым меркам рынок рублевого госдолга, а также низкую ликвидность на этом рынке, привлекательность российской валюты и активов, номинированных в рублях, в качестве резервных активов резко снижается», - пояснил Ганган.
Третьим важным вопросом для центробанков при выборе валют для резервирования является состояние экономики государства - эмитента валюты.
Если в стране отмечена высокая инфляция, слабо разветвленная структура отраслей, то целесообразность накапливании валюты этого государства заметно снижается. Немаловажным вопросом для рынка являются и политические факторы - устойчивость политической системы государства, степень развития законодательной базы, уровень демократии и другие факторы.
«В ближайшие годы рублю трудно стать полноценной региональной резервной и мировой валютой. Российские власти начали работу по превращению национальной валюты в резервную, что положительно воспринято рынком. Это послужит стимулом для решения существующих вопросов», - заключил Ганган.
Основным признаком мировой резервной валюты является сравнительно низкая зависимость курса этой валюты от мировых финансово-экономических потрясений, считает главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин.
Зависимость российской экономики от сырьевого рынка, слабость технологического и производственного секторов, а также слабый внутренний спрос не позволяют пока рассчитывать на то, что рубль в ближайшие годы станет резервной валютой, считает Осин.
«В перспективе, скажем, десяти лет, в случае, если начатые правительством меры по модернизации производства и развитию экономического спроса и предложения дадут эффект, можно говорить о создании предпосылок для становления российской валюты как валюты международных резервов», - пояснил Осин.
По его мнению, возможность превращения рубля в резервную региональную валюту несколько выше, поскольку экономическая интеграция некоторых стран СНГ ведет к финансовой интеграции.
На определенном этапе вопрос создания наднациональной валюты можно решить на уровне планирования и администрирования экономики. «Однако, судя по опыту еврозоны, страны, принимающие в обращение единую денежную единицу, должны обладать целым рядом похожих макроэкономических характеристик. Это схожие по динамике и показателям платежный и бюджетный балансы, уровень инфляции и ряд других показателей, чего в рамках Таможенного союза и единого экономического пространства пока не нет», - отметил Осин.
Решение этих вопросов, возможно, ускорится под влиянием кризиса нынешней мировой системы международных торгово-финансовых отношений, но вряд ли это займет менее пяти лет, считает эксперт.
«Пока рано говорить о существенных возможностях для рубля как резервной валюты. Это связано с рядом причин», - считает главный экономист Аналитического управления ИК «Уралсиб Капитал» Алексей Девятов.
Во-первых, рубль должен зарекомендовать себя надежной валютой. Сейчас курс рубля серьезно зависит от цен на сырьевые товары, прежде всего, на нефть. В связи с этим возможны значительные колебания курса рубля, вызванные динамикой нефтяных цен.
Во время острой фазы мирового финансового кризиса курс рубля существенно колебался: рубль подешевел примерно с 24 рублей за 1 доллар до 36 рублей за доллар. Вряд ли государства, решившие использовать рубль в качестве резервной валюты, будут готовы к подобному резкому обесцениванию своих резервов, если кризис повторится, отметил Девятов.
Во-вторых, рубль должен зарекомендовать себя устойчивой валютой. Устойчивость рубля подразумевает, прежде всего, низкую инфляцию на уровне 2-3% годовых. Инфляция в России никогда не была на таком уровне за всю новейшую историю страны, большую часть времени инфляция измерялась двузначными числами.
«Сейчас мы наблюдаем ускорение инфляции, отчасти связанное с засухой и ростом цен на продовольствие. Значительную роль играет и проводимая в 2009-2010 годах денежно-кредитная политика ЦБ, направленная на сдерживание укрепления рубля. По нашим прогнозам, инфляция снова достигнет двузначных значений и будет высокой в течение следующих полутора - двух лет. Соответственно, накопление резервов в рублях будет связано со значительным ползучим обесцениванием этих резервов, на что многие страны не готовы пойти», - подчеркнул Девятов.
Вместе с тем, рубль может претендовать на роль резервной валюты. Для этого, по мнению Девятова, необходимо решить, по крайней мере, два основных вопроса: провести глубокую модернизацию экономики и уйти от сырьевой зависимости, а также радикально снизить инфляцию.
Обе эти задачи трудновыполнимы за короткий промежуток времени и, соответственно, не стоит рассчитывать на масштабное использование рубля в качестве резервной валюты в ближайшее время, считает эксперт.
Однако и после выполнения этих условий потребуется определенное время, чтобы иностранные партнеры убедились в том, что структурные преобразования в российской экономике являются успешными, а снижение инфляции - это всерьез и надолго. «Только после этого рубль сможет занять достойное место в списке мировых резервных валют», - заключил Девятов.
Посмотреть курс валют