А вы задумывались об эпиляции диодным лазером? Ведь лазерная эпиляция – это инновационный метод борьбы с лишними волосами на теле. Открылся новый центр лазерной эпиляции в Москве – Epilas, всё используемое оборудование высочайшего европейского качества производства Германии: MeDioStar Next PRO
При этом цены самые низкие в Москве, без каких-либо дополнительных акций или скидок. Так, например, лазерная эпиляция ног полностью будет стоить всего 2500 руб., а если оплатите курс из 5 процедур, то дополнительно получите скидку 30%.
Чемпион Европы 1994 года в составе молодежной сборной Беларуси, а ныне наставник витебского «Локомотива-КиС» Руслан Бойдаков рассказал Goals.by о том, как надо любить родину, о зарплате детских тренеров, о приписках и о видах спорта, которые бесятся с жиру, но при этом нашел и позитивные моменты в отечественном баскетболе.
- Вам - 36 лет. И вы довольно рано стали тренером. Загодя обдумывали переход на этот путь?
- Честно говоря, думать было некогда. В последний год во «Львовском политехнике» получил серьезную травму и после трех месяцев лечения оказалось, что она не совместима с дальнейшим продолжением карьеры. Врачи сказали, что больших нагрузок выдержать не смогу. Без них на хорошем уровне выступать невозможно, а играть в плохой баскетбол я не умею.
- Других вариантов трудоустройства не было?
- Совершенно не хотелось в таком возрасте уходить на пенсию. Поразмыслив, что я умею, решил начать с того, чему отдал 25 лет своей жизни. Начиналось, как обычно, с «давай попробуем». Теперь эта проба превратилась в действительно профессиональное занятие, которому отдаю 90 процентов своего времени. Но мне это интересно, я этим живу. Хочется что-то поменять, поднять, потому что все в упадническом состоянии. И я не драматизирую.
- Был ли переход от игрока к тренеру болезненным?
- Болезненно было вернуться в команду и увидеть то состояние, в котором она находилась. Я принял самую молодую дружину, которая болталась внизу, а финансы, как говорится, пели романсы. Некоторые игроки не прошли даже детскую школу. Их заметили на улице, пригласили в баскетбольный зал, где и начали обучать, по сути, заново. Благо, наш труд не пошел насмарку.
- И что тогда привлекает вас в тренерской работе?
- Тренерская работа - это творчество. Бывает, у тебя есть 30 секунд, чтобы выиграть матч или проиграть. А иногда и 3 секунды. Талант тренера состоит в том, чтобы в этот момент найти то звено, которое будет правильно работать. Если попадаешь, ты - герой. Если нет - сразу же найдется сотня специалистов, которая скажет, что ты сделал не так и не то. Особенно много таких «спецов» на трибунах. Тренерская работа интересна тем, что нельзя ничего предсказать, невозможно ничего спрогнозировать. Каждый раз, выходя на игру, ты не знаешь, чего ожидать, тем более от молодой команды.
«В наше время сборная никогда не рассматривалась как способ заработка»
- Пару лет назад ваша кандидатура всерьез рассматривалась на пост главного тренера сборной Беларуси.
- То, что было тогда, и что есть сейчас - это две разные вещи. В то время я принимал вызов и с удовольствием бы возглавил сборную. Сейчас же ситуация сильно изменилась. Дело даже не в том, что сборная ослабла. С каждым годом она слабеет все больше. Мы много теряем. Мне кажется, что на сегодня та работа, которую я провожу с самого низа, больше нужна, нежели та, которая происходит наверху. Сейчас говорю себе, что мое время в национальной сборной еще не пришло. Тогда я был готов, но поступи завтра предложение, отказался бы.
- Результаты белорусской команды в этом сезоне оставили желать лучшего...
- Не имею права, и не повернется у меня язык кого-то критиковать. Конечно, если результаты плохие, виноватых много. Даже я, наверное, в чем-то виноват. Когда они хорошие - все молчат и радуются. Сейчас хотел бы, чтобы все набрались терпения и ждали. А мы в это время должны работать, причем, очень-очень много. Чтобы через 3-4 года была возможность немного воспрять. Потому что сейчас будет яма. Хотя, в принципе, можно ее избежать.
- Каким образом?
- Прежде всего, нужно подключить к сборной всех сильнейших на данный момент игроков, которые у нас есть. А есть их у нас, поверьте, не-ма-ло! Также нужно откреститься от всех мелких нюансов, которые нам очень мешают. В этом плане руководство федерации сейчас проводит хорошую работу, ситуация значительно улучшилась, нет такого, чтобы банально негде было переночевать. Думаю, с каждым сезоном в этом плане будет все лучше и лучше. И, конечно, стоит вспомнить о патриотизме, о том, что мы - белорусы. В наше время сборная никогда не рассматривалась как способ заработка. Зарабатывали мы в клубах, а в сборную просто обязаны были приезжать и работать на 100 процентов. Эту обязанность нужно вернуть в команду, внести в душу каждому игроку. Никого не заставлять, а вернуть к истокам. Ведь все мы, поиграв где-то, вернемся жить на родину.
- Но приезжая в сборную, можно получить травму и лишиться возможности зарабатывать в своем клубе...
- В наше время было то же самое. Меня просили не ехать в сборную, угрожали в клубе. Но если баскетболист начинает заниматься подобным шантажом, то это уже не игрок главной команды. Сборная - это элита. Игрокам не стоит забывать, что они должны выполнять свой интернациональный долг. Нельзя забывать, кто их воспитал и вырастил.
«У тренера 150 тысяч остается на семью»
- В первые годы постсоветского времени у нашего баскетбола был отличный старт, чего стоит хотя бы победа на молодежном Евро. Что же впоследствии пошло не так?
- Отличный старт был за счет школы СССР. За год мы играли по 2-3 первенства Союза. Это была мини-Европа. Сейчас до этого уровня мы и близко не дотягиваем. Да, подвижки есть, дети начали выступать в первенствах Северной лиги, Прибалтийской. Но есть и другая проблема - кадровая. У нас нет нормального отбора. Возьмем сборную U-18, одну из самых успешных в последние годы. Все игроки в ней собраны на базе одной школы, минской, но невозможно вырастить много талантов в одном клубе. Максимум двух-трех баскетболистов. Остальные должны добираться из других школ. Нужно создать хорошие конкурентоспособные секции по областям, которые будут давать по одного-двух человека в сборные разных возрастов. Из них же, в свою очередь, игроки должны переходить в национальную команду. Если добьемся этой текучести, то у нас будут не только крепкие молодежки, но и сильная националка. За последние 10 лет в главную команду страны, по-моему, не пришел никто из молодых. Таких, которые бы давали результат, а не полотенцем махали.
Сейчас Минск убежал далеко вперед. Нужно гнаться за ним. А как это сделать, когда во всех областях работает примерно такое же количество тренеров, как в одной Минской? Один регион результат не даст.
- Дело в нехватке специалистов?
- Прежде всего, в недостатке тренерских кадров. Он идет из позиции государства по оплате работы детских тренеров. Если взять зарплату баскетбольного детского специалиста, и тот объем работы, который он должен выполнять, то жить просто невозможно.
- Сколько сейчас получает детский баскетбольный тренер?