А вы задумывались об эпиляции диодным лазером? Ведь лазерная эпиляция – это инновационный метод борьбы с лишними волосами на теле. Открылся новый центр лазерной эпиляции в Москве – Epilas, всё используемое оборудование высочайшего европейского качества производства Германии: MeDioStar Next PRO
При этом цены самые низкие в Москве, без каких-либо дополнительных акций или скидок. Так, например, лазерная эпиляция ног полностью будет стоить всего 2500 руб., а если оплатите курс из 5 процедур, то дополнительно получите скидку 30%.
Сбылись ли надежды жителей Прикамья, проголосовавших в 2003 году за объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого округа
Ровно пять лет назад, 1 декабря, на карте Российского государства появился новый регион - Пермский край. Это был первый в стране опыт «укрупнения» регионов. Основная идея была предельно проста: объединить экономически развитую территорию - Пермскую область - с проблемной - Коми округом, чтобы повысить в последней уровень жизни. Дать Парме толчок к экономическому развитию.
«Пятилетка» - достаточно большой срок, чтобы можно было судить о первых итогах пройденного пути. Политики, журналисты, учёные продолжают спорить и обсуждать все аргументы за и против объединения. И сделанные выводы часто бывают неоднозначными. Последняя осень
В этом году в Кудымкаре и Таллинне прошла премьера документального фильма, снятого по заказу Эстонского национального музея, - «Коми-пермяцкая осень».
- Коми-пермяки, - говорит автор фильма Индрек Яатс, - выделялись среди восточных финно-угров тем, что они были единственным народом, представлявшим большинство населения на своей автономной территории. Однако на референдуме в декабре 2003 года коми-пермяки проголосовали за объединение с Пермской областью, высказавшись тем самым за отказ от автономии. Фильм пытается объяснить, почему так получилось. Через интервью и бытовые сцены в нём документируется современное экономическое и культурное состояние на территории коми-пермяков, которая, кстати, является одной из беднейших территорий Европейской части России.
В Кудымкаре премьера фильма вызвала большой интерес местных жителей: многие зрители оценили работу эстонских документалистов как предельно жёсткую, но правдивую. На экране можно увидать «картинки» «умирающих» деревень, горькие рассуждения коми-пермяков о том, что культура этого древнего народа постепенно «скукоживается», во многих коми-пермяцких семьях уже не знают толком родного языка, не говорят на нём. Отдельный вопрос - насколько идущий процесс «отхода» коми-пермяков от своей культуры связан именно с созданием Пермского края?
- Мы понимаем, что процесс ассимиляции - процесс естественный, - говорит министр образования Пермского края Николай Карпушин, - но мы можем его как-то приостановить или сделать более медленным, создав, может быть, совсем другую природу мотивов, и в этой связи предполагаем увязать интерес изучения языка с развитием экономики территории. Так, например, проект строительства железнодорожной магистрали Белкомур, которая пройдёт через территорию Пармы, также ложится в логику изучения не только коми языка, но и, на его основе, финского языка. Такого рода мотивы естественным образом будут стимулировать желание детей и их родителей изучать родной язык, а значит - сохранять родную культуру. Сейчас эти задачи мы рассматриваем совместно с краевым министерством по делам Коми-Пермяцкого округа.
Прорыв или тупик?
Весной этого года авторитетный Российский институт современного развития опубликовал серьёзное исследование - «Объединение субъектов Российской Федерации: за и против». Особое внимание учёные уделили именно Пермскому краю, как «пробному шару» «укрупнения» регионов.
Причём выводы сделали довольно пессимистические. По мнению экспертов из ИНСОР, сегодня даже ближайшее будущее Коми-Пермяцкого округа не ясно. Его потенциала не хватит даже на превращение в сырьевой придаток области. Промышленность реально пока ограничена первичной переработкой местной древесины. Есть нефть и золото, но запасы не оценены. Небольшие предприятия пищевой промышленности работают только на местный рынок.
- Ресурсов в Парме мало, - подчёркивают исследователи, - да и имеющиеся востребованы слабо. Сельское хозяйство сохранилось в небольших ареалах, прежде всего, тяготеющих к Кудымкару. Рост тарифов ограничивает доступность транспорта для многих групп населения. Строительство дороги до Сыктывкара увеличит доступность территории, но не степень её развития.
По мнению учёных из ИНСОР, «при низком уровне заработной платы, значительном количестве людей, живущих на пенсии и пособия, отсутствии дополнительных денежных доходов Коми-Пермяцкий округ вряд ли намного увеличит уровень доходов на душу населения. Отставание от Пермской области сохранится».
Столица-заграница
Впрочем, в правительстве Пермского края не разделяют пессимистических прогнозов учёных мужей из Москвы. И вовсю строят планы «светлого будущего Пармы».
- Одна из главных задач, - говорит региональный министр по делам Коми-Пермяцкого округа Игорь Быкариз, - развитие языка и культуры коми-пермяков, а по большому счёту - сохранение нашего самобытного народа. Но экономически слабая территория не может быть привлекательной для проживания. Поэтому экономическое развитие является приоритетным. Но какая именно отрасль может стать локомотивом экономического развития? В условиях рынка в округе идёт модернизация сельского хозяйства и лесной отрасли. Это необходимый процесс, который делает их более конкурентоспособными, но в то же время высвобождает большое количество рабочих кадров.
Мы понимаем, что развитие этнокультуры должно быть напрямую связано и с экономическим развитием округа. Считаю, что в таких условиях в округе локомотивом может стать развитие малого бизнеса, и наиболее перспективным направлением представляется сфера туризма. Сегодня в крае реализуется проект «Пермь - культурная столица Европы», одним из результатов которого должно стать привлечение миллиона туристов в год. Надо сделать всё, чтобы этот проект имел ярко выраженную финно-угорскую составляющую, поскольку Пермский край - регион проживания коми-пермяков и других финно-угорских народов, духовное наследие которых во многом определяет сегодняшнее лицо пермской культуры на уровне наиболее узнаваемых брендов (пермский звериный стиль, пермская деревянная скульптура). Наша задача в том, чтобы гости края ассоциировали эти бренды с коми-пермяцкой культурой.
Анализируя сказанное, приходишь к выводу, что Коми округ и сегодня во многом остаётся «территорией-загадкой». В том числе - и для самих его жителей. Его будущее слишком неопределённо. Работает фактор «георгафической тупиковости», удалённости Коми округа от крупных промышленных центров. Лишь в свете строительства Белкомура, развития сети качественных автомобильных дорог «далёкая Парма» приблизится к большим городам, получит возможности для развития. Вопрос, правда, в том, когда это будет, и будет ли в обозримом будущем? Что же до Пермской области, то присоединение к ней Коми округа осталось фактически «незамеченным». На экономику «старшего брата» Парма как не оказывала серьёзного влияния раньше, так не оказывает и сейчас.