Розничная торговля постепенно возвращается к докризисному уровню. За три квартала оборот вырос на 6% к тому же периоду прошлого года до 504,9 млрд руб.
Продажи продовольствия выросли на 5,6%, а непродовольственных товаров - на 3,7%, подсчитал Петростат. Оборот розницы растет с апреля. В октябре он на 10,5% превысил уровень прошлого года. В 2009 г. он в основном сокращался, самое глубокое падение - на 13,2% - Петростат зафиксировал в сентябре, а по итогам года розница потеряла 5,4%.
Объемы продаж догнали докризисный уровень к августу, результат сохранится до конца года, уверен гендиректор «Метрики» (товары для дома и ремонта) Алексей Иовлев. По ожиданиям этого года продажи не просто вернутся на докризисный уровень, но и превысят его, уверен Илья Штром, гендиректор сети супермаркетов «Лэнд».
Продажи недорогой одежды восстановились уже летом, а с осени покупатель начал возвращаться и в средний сегмент, общий рост по сравнению с 2008 г. - 10%, говорит представитель сети одежды масс-маркет. Говорить о росте продаж в сегменте люкс пока рано, но ожидания от предновогодних продаж оптимистические - люди соскучились по шопингу, радуется он.
Продажи бытовой техники докризисного уровня не достигли, слишком жесткая конкуренция, но по результатам октября выросли на 30%, говорит региональный директор по Северо-Западу «М.видео» Андрей Солоненко. Возможностью покупать в кредит, по его словам, воспользовались 30% покупателей.
Население тратит смелее - предприятия перестали сокращать сотрудников, восстановился объем зарплат, объясняет управляющий филиалом банка «Петрокоммерц» Павел Лавров. В среднем по рынку ставки по целевым займам начинаются от 15%, по экспресс-кредитам - от 40%, рассказывает директор по розничному бизнесу петербургского филиала Альфа-банка Ольга Гончарова . По данным Петростата, денежные доходы петербуржцев в сентябре выросли по сравнению с прошлым годом на 24,2%, а по итогам девяти месяцев - на 17,5%. Горожане тратят 69,8% доходов на товары и услуги.
Доля пищевых продуктов в структуре оборота сократилась на 2% до 44%. Восстановление идет за счет одежды, бытовой химии и отчасти книг - недорогие сегменты восстанавливаются быстрее, чем авто и крупная бытовая техника, отмечает Денис Котов , гендиректор «Буквоеда». Темпы роста сопоставимых продаж «Буквоеда» - 2%, до кризиса было 15-20%.
Серьезное оживление продаж автомобилей, связанное с программой утилизации и отложенным спросом, произошло весной, говорит директор по продажам «Аларм-моторс» (дилер Ford) Михаил Шевельков. Он ожидает, что по итогам года количество проданных автомобилей в его компании увеличится на 1-2%.
Индекс потребительских цен в октябре - 100,8%, инфляция с начала года - 5,1%.
Индекс цен российских потребительских товаров