А вы задумывались об эпиляции диодным лазером? Ведь лазерная эпиляция – это инновационный метод борьбы с лишними волосами на теле. Открылся новый центр лазерной эпиляции в Москве – Epilas, всё используемое оборудование высочайшего европейского качества производства Германии: MeDioStar Next PRO
При этом цены самые низкие в Москве, без каких-либо дополнительных акций или скидок. Так, например, лазерная эпиляция ног полностью будет стоить всего 2500 руб., а если оплатите курс из 5 процедур, то дополнительно получите скидку 30%.
Стартующая в Лондоне русская аукционная неделя вряд ли переломит ситуацию
Сегодня в Лондоне начинаются традиционные осенние торги русским искусством. Хотя эстимейты главных лотов превышают 1 млн. фунтов стерлингов, «Труд» считает, что наше искусство все еще остается изолированным сегментом арт-рынка, мало привлекающим западных коллекционеров.
О том, что русское искусство покупают в основном россияне, свидетельствуют все открытые продажи. К таковым относится приобретение коллекции яиц Фаберже Виктором Вексельбергом в 2006 году, собрания Ростроповича - Вишневской Алишером Усмановым в 2007 году (в обоих случаях - на Sotheby’s), самого дорогого из когда-либо проданных яиц Фаберже (9 млн.фунтов стерлингов) московским коллекционером Александром Ивановым в 2007 году на Christie’s.
Правда, в подавляющем большинстве случаев покупки анонимны, и мы не знаем национальности приобретателя. Но косвенным свидетельством изолированности русского рынка от других сегментов арт-продаж может служить резкий ценовой разрыв между топовыми русскими и западными произведениями. Когда коллекционеры приходят на торги, скажем, искусством импрессионизма и модерна (это в последние десятилетия один из самых дорогих сегментов рынка), цены порой зашкаливают за 100 млн. долларов. Тогда как самые дорогие лоты русских торгов - обычно это картины Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, Петра Филонова и других художников Серебряного века - не оцениваются выше 5-6 млн. Разрыв примерно в 20 раз. Ясно, что это разные рынки с разным составом покупателей.
Есть, правда, три русских художника, которые могут конкурировать с западными коллегами. Это Казимир Малевич, Василий Кандинский и Марк Шагал. 60 млн. долларов за "Супрематическую композицию" Казимира Малевича, проданную на Sotheby’s в 2008 году в Нью-Йорке, - это абсолютный рекорд стоимости русского произведения. Тогда же «Этюд к импровизации № 3» Кандинского продали на Christie’s за 16,8 млн. долларов. Но заметим: эти результаты были достигнуты не на русских торгах, а в категории «Импрессионизм и модерн». Так сложилось, что эту великую тройку на Западе давно и хорошо знают, оттого и воспринимают в одном ряду с другими мировыми мастерами. Для остальных же русских художников конъюнктура для более широкого проникновения в западные категории не сложилась. Не случайно западные аукционные дома открыли у себя русские отделения только после того, как наши богачи с падением железного занавеса получили возможность свободно участвовать в зарубежных торгах.
На "Версаль" 100 лет глаза не глядели
Первым начнет торги в понедельник аукционный дом Christie’s. Главным героем этого аукциона, без сомнения, станет Петр Кончаловский, кисти которого принадлежат сразу четыре выставляемых полотна. В их числе топ-лот «Версаль. Аллея», предварительно оцененный экспертами в 800 тысяч - 1,2 млн. фунтов стерлингов. Эта ранняя (1908 год) работа будущего советского классика интересна тем, что написана во время поездки в Арль, где создавал свои самые знаменитые полотна Ван Гог , и несет на себе явное влияние великого постимпрессиониста.
Отсюда особое ощущение пространства, экспрессивность мазка, преобладание лиловых и охряных тонов. Кроме того, публика увидит еще более раннюю, импрессионистическую вещь Кончаловского «Садик под Римом. Персики в цвету» (200-300 тысяч фунтов стерлингов) и два натюрморта 1930-х годов. Все работы ценны помимо прочего ясным провенансом - они происходят из коллекции наследников художника. А версальский пейзаж вообще впервые за свою более чем столетнюю историю появляется на рынке.
Еще одной топовой вещью торгов обещает стать портрет «Девушка в белом» Константина Коровина (800 000-1 200 000 фунтов стерлингов) с его смелой игрой красок и света. К числу самых ценных лотов принадлежит полотно Александра Яковлева «Ауа, женщина племени Банда» (750-950 тысяч фунтов стерлингов) из большой серии, написанной художником в 1925 году по следам путешествия в Центральную Африку, устроенного фирмой «Рено».
Салют Марии
Днем позже, чем у Christie’s, откроются торги дома Sotheby’s, которые продлятся до 1 декабря. Здесь список лотов возглавляет монументальное полотно «Танец Кули-Кута», написанное Александром Яковлевым в 1926 году после той же африканской экспедиции. Это колоритная фиксация ритуала, имитирующего человеческое жертвоприношение, где контрастно сопоставляются мощная фигура жрицы и хрупкое тело девушки-жертвы.
Эстимейт картины - от 800 тысяч до 1 млн. фунтов стерлингов. Вторым по значению лотом является пейзаж классика XIX века Алексея Боголюбова «Перед праздником. Санта Мария делла Салюте», изображающий Большой канал Венеции и знаменитую церковь святой Марии в багровых лучах зари. Учитывая выдающийся провенанс (картина написана в 1867 году для датской королевской семьи, в 1930-е подарена королевой Мари леди Норе Уигрэм, чьи потомки и продают теперь полотно), работа оценена в 400-600 тысяч фунтов стерлингов.
Кроме того, торги Sotheby’s включают секцию декоративно-прикладного искусства и икон. Самый ценный предмет здесь - уникальная серебряно-эмалевая икона «Спас нерукотворный» работы знаменитой мануфактуры серебряных изделий Ореста Курлюкова (рубеж XIX-XX веков), оцененная в 200-300 тысяч фунтов стерлингов.
До выхода из кризиса далеко
Общий эстимейт предстоящих русских торгов Sotheby’s - около 12,2 млн. фунтов стерлингов. У Christie’s - около 10 млн. долларов. Много это или мало, показывают сравнения. Последние докризисные русские торги - в ноябре 2007-го и июне 2008-го - приносили Sotheby’s примерно по 40 млн. фунтов. У Christie’s этот показатель не опускался ниже 40 млн. долларов. Однако уже к осени 2008-го выручка упала в два-три раза.
Конечно, в 2010 году картина рынка выглядит не столь тревожно, как в конце 2008-го. Напомним: тогда у двух ведущих аукционных домов не распродавалось до трети предметов, а если считать в денежном выражении, то недобор составлял до двух третей. Если судить по уже прошедшим торгам нынешнего года, процент проданного колеблется около 80-90 - и по количест-ву предметов, и по их стоимости. Правда, в этом улучшении показателей сказались некоторые пожарные меры, принятые аукционистами. Так, после провальных результатов 2008 года почетный председатель Christie’s Кристофер Бердж признал: «Ясно, что нам придется понижать эстимейты». Вот откуда относительно скромные цифры продаж 2009 года и ожидаемой выручки 2010-го: с меньшей высоты не так больно падать.
Ну и еще один факт. За последний докризисный год общие «русские» сборы Sotheby’s составили 180,9 млн. долларов. За 10 месяцев этого года - 59,3 млн. Ясно, что о полном восстановлении объемов рынка речи не идет.
8 вопросов «Труда» главам русских отделов Sotheby’s и Christie’s в ЛондонеПоявилось ли на этих торгах произведение, которого давно не было на рынке?
Джоанна Викери, глава русского отдела аукциона Sotheby’s в Лондоне:
- Для меня это керамическая скульптура Врубеля «Ассириец», сделанная в мастерской в Абрамцево в 1890 году. Сюжет не случаен: считается, что именно ассирийцы изобрели гончарный круг для обработки керамики. Врубель интересовался дохристианскими культурными корнями, но произведение по-настоящему модерновое: сиреневые тона напоминают о венецианском прикладном искусстве.
Алексей Тизенгаузен, глава русского отдела аукциона Christie’s в Лондоне: