На прошлой неделе региональное Заксобрание внесло поправки в законодательство об обороте алкогольной продукции на территории области.
Был определён конкретный перечень мест повышенной опасности и массового скопления людей.
Единый список мест, недоступных «зелёному змию», определён впервые. В него вошли железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы, станции метрополитена, аэропорты, речные вокзалы, детские и образовательные организации, отделения медицинских организаций, оказывающие стационарную помощь, оптовые продовольственные рынки, объекты военного назначения, культовые здания, парки и зоны отдыха, автозаправочные станции, а также места проведения массовых акций.
Действенны ли меры?
Теперь министерство экономики должно выдавать лицензии на продажу алкоголя исходя из законодательных новшеств. Однако ситуация осложняется тем, что муниципальные власти не определили границы прилегающих территорий. Как отметили в горадминистрации, мэром уже подготовлен план идентификации участков, прилегающих к местам массового скопления людей, но, поскольку таковых выявлено более 590, эта работа может затянуться.
Все законодательные нововведения ограничивают возможности продажи крепкого алкоголя в городе Омске. Таким образом областные и городские законодатели наперебой стремятся избежать массовой алкоголизации граждан. На страницах нашей газеты уже было много сказано об инициативе депутатов Омского городского Совета увеличить зону запрета продажи крепкой алкогольной продукции с 50 метров по кратчайшему пешеходному маршруту от мест массового скопления людей до 500 метров. Предприниматели утверждают, что в таком случае магазинов, реализующих водку, вообще может не остаться; ведь в нашем городе трудно найти магазин, в полукилометровом радиусе от которого нет ни одной школы, детского сада или, на худой конец, спортивного сооружения. Конечно, многие защитники здоровья обрадуются тому, что купить крепкий алкоголь будет негде. Но так ли однозначно положительны эти предложения?
Высокий спрос населения может породить лишь более активный теневой рынок «палёного» алкоголя. Наша страна в середине 1980-х уже имела опыт продажи самогона из-под полы таксистами, и вряд ли нам всем захочется вернуться в прошлое.
Бегом за водкой
Другая мера городских депутатов более реальна. Увеличение торговых площадей магазина с 50 до 100 кв метров также, по мнению властей, может стабилизировать ситуацию. Как отметил депутат Александр Иванов , ужесточение требований к торговым площадям сократит количество магазинов, торгующих водкой, что позволит лучше их контролировать. В ответ владельцы торговых точек шаговой доступности жалуются, что их площади часто «не дотягивают» до требуемых 100 метров, однако, благодаря продаже крепкого алкоголя, владельцы этих магазинов могут организовать реализацию других товаров. Если лишить придомовые магазины спиртного, уровень алкоголизации омичей вряд ли станет меньше. А вот рентабельность маленьких магазинчиков заставит их владельцев либо повысить стоимость других продуктов, либо вовсе закрыть торговую точку. Станет ли от этого лучше - большой вопрос, но пить, как известно из советской поговорки, всё равно не бросят.
Индекс цен российских потребительских товаров