На «КамАЗе» готовят новый магистральный тягач. Пока легенде отечественного автопрома сделали рестайлинг. Автомобиль обрел новое лицо и современный салон. Мировой опыт производства грузовиков показывает, что наиболее эффективным методом разработки конкурентоспособной продукции в этом - компьютерное моделирование. Но самое главное в машине - все-таки мотор. Двигатель сделан по самым современным технологиям. Гарантия на поршни - миллион километров.
Один вираж, другой, 40 километров в час, 50, 60, 70: 11-тонная махина в повороте отрывается от земли, но в занос не уходит. Летайте самолетами «КамАЗ» - на взлетной полосе аэродрома Набережных Челнов испытывают новый седельный тягач. 530 лошадиных сил, 6 ведущих колес из 6 - такого монстра задумывали для переброски тяжелой техники в самую глухую тайгу.
Юрий Пивушков - главный конструктор по испытаниям, учит ездить автомобили марки «КамАЗ». На заводе - с самого начала, еще в 76-м участвовал в пробеге на первых серийных машинах, от ворот завода до стен Московского Кремля.
Первая машина, подаренная партийному съезду, - легенда XX века, она дорога сердцу, говорит Пивушков, однако самая любимая будет все же та, которая еще в проекте. На «КамАЗе» готовят новый магистральный тягач. Ему через несколько лет предстоит таскать за собой фуры. Пока же сделали рестайлинг, то есть изменение облика. Легендарный грузовик обрел новое лицо. Дружелюбные формы и современный салон - дань моде, но и конструкция тоже новая.
«Были усилены стойки и сам каркас кабины, потому что повысились требования к безопасности кабины и сидения водителя, - рассказывает Юрий Пивушков. - Если раньше лобовой удар, удар маятником, как мы называем, приходился где-то частью в бампер, то защиты было достаточно бампера, то по новым требованиям удар приходится прямо в лоб, очень жестко».
Удар, и кабине «КамАЗа» путь - на свалку. Однако это важный материал для испытателей - так проверяется безопасность новых моделей грузовиков. Малыш с номером 5308, действительно, - новая модель для «КамАЗа». Один из самых маленьких, но технически оснащенных. Дизельный двигатель самый современный из тех, что собираются в России.
Любое отклонение от технологии - в будущем быстрая смерть двигателя. Ровность поверхностей, геометрия, состав металла контролируются на всех этапах производства. Подробнее об этом - Анатолий Лузгин, начальник производства цилиндропоршневой группы «Федерал-Могул Набережные Челны»: «Робот берет необработанную отливку, помещает на шпиндель ультразвуковой машины, происходит ультразвуковое сканирование камеры сгорания и по длине волны можно определить, есть ли поры внутри камеры сгорания или нет».
После робота поршень проверят еще и люди. Важнее всего - качество сцепляемости металлов. Брак может привести к самому печальному для любого автомобилиста - заклиниванию двигателя.
«У нас существует отдельная установка контроля сцепляемости, - сообщает руководитель службы качества "Федерал-Могул Набережные Челны" Наталья Шишова. - В данном случае это очень критично, чтобы потом в процессе работы не произошел отрыв головы поршня от тела поршня».
За качество детали отвечают личным клеймом литейщик и контролер. «Взяв в руки деталь, я могу определить, когда кем этот поршень был сделан, - продолжает Анатолий Лузгин. - У нас введена система идентификации и прослеживаемости. То есть я знаю, что этот поршень залит на 43-й календарной неделе, в понедельник, и каждый литейщик у нас имеет свой идентификатор - одна полоска, две полоски, три полоски».
Все детали и операции на сборке двигателей - под номерами. Замеры расстояний и диаметров, момент затяжки болтов на каждом моторе сразу, прямо со станка, заносятся в глобальную базу данных.
«Это дает нам возможность - где бы этот двигатель не был в эксплуатации, в любой стране мира - осуществить ему достойный сервис», - поясняет генеральный директор «Камминз Кама» Дмитрий Якубовский.
Починить самому такой мотор теперь будет сложновато. Сделано все точно, с расчетом на профессиональное обслуживание и современные моторные масла. Стенки блока цилиндров, коленвал, распредвал, например, обрабатывают алмазным инструментом, наносят так называемое хеннинговое покрытие.
«Это определенная сетка глубины, под определенным углом, которая задерживает масло, чтобы снизить трение», - добавляет Дмитрий Якубовский.
Гарантия на поршни - миллион километров, блоки двигателей чуть меньше. Отремонтировать современный «КамАЗ» кувалдой в поле вряд ли удастся. Российский автопром переходит на мировые стандарты. В том, что эти грузовики - лучшие в мире, уже никто не сомневается.
Девятикратные чемпионы ралли-рейда «Дакар» - команда «КамАЗ-Мастер» собирается на очередное покорение пустынь. На днях спортивные грузовики паромом отправляются в Южную Америку, где в январе предстоит стартовать на новом марафоне.
«Впервые мы отошли от своей тактики: три автомобиля - два на результат и третий поддерживающий, - говорит пилот "КамАЗ-Мастер" Ильгизар Мардеев. - У нас в этом году есть еще молодой экипаж. Молодой, но уже зарекомендовавший себя, как способный достигать высоких результатов. Тому показатель - ралли "Шелковый путь", где Эдик Николаев занял первое место».
Эдуард Николаев - молодой победитель ралли «Шелковый путь» - вносит последние коррективы в устройство своего места. В команде грядет смена поколений - экипажей и автомобилей. Этот «КамАЗ» Владимира Чагина уже с новым лицом, таким же, как у серийных машин, будет стартовать на «Дакаре» впервые.
«Там уже и над весом поработали, центр масс перенесли в базу, - продолжает Ильгизар Мардеев. - Поработали очень сильно, он и внешне отличается очень сильно от наших "КамАЗов", то же самое - с подвеской, управляемостью. Автомобиль получился очень хороший».
Вскоре вся камазовская команда должна перейти на новую технику. Спортивное подразделение и завод идут бок о бок. Ставят самые высокие задачи: победа в соревнованиях, завоевание рынка. Тот новый серийный грузовик, который сменит нынешний узнаваемый «КамАЗ», обещает вновь стать легендой, уже века XXI.
Все автомобильные новости