Война, объявленная Собяниным столичным пробкам, застала врасплох правительство Московской области. Угроза не пускать грузовой транспорт в Москву заставил их в срочном порядке искать деньги на строительство Центральной кольцевой автодороги
Борьба с московскими пробками может привести к появлению новых проблем - в гигантскую пробку встанет вся Московская область. Об этом заявил в среду, 17 ноября, заместитель председателя правительства Московской области, министр транспорта региона Петр Кацыв. «Если мы не примем ответные синхронные меры (по дорожному строительству и борьбе с пробками - BFM.ru) на территории Московской области, отмена грузового движения в дневные часы на территории Москвы или на МКАД моментально приведет к коллапсу», - сказал он.
По его словам, «главным инструментом разгрузки» областных трасс является именно строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД). В настоящее время трасса проектируется. Заказчиком строительства выступает ФГУ «Дороги России», а проектировщиком - ОАО «Союздорпроект». На подготовку проекта и проектно-сметной документации ЦКАД было выделено более 8 млрд рублей.
Уже известно, что трасса пройдет в 50-ти км от МКАД и будет опираться на два существующих автомобильных кольца - Московское малое и Московское большое - на участки магистралей М-1 «Беларусь» (Москва - Минск , протяженность участка - 41,4 км) и М-10 «Россия» (Москва - Санкт-Петербург, протяженность участка - 38,6 км). Трасса будет 8-полосной, а ее протяженность составит 521,6 км. Начало строительства запланировано на 2011 год, а открытие движения по первому участку ЦКАД от Ленинградского до Ярославского шоссе ожидается в 2012 году.
Стоит отметить, что форма ЦКАД выглядит несколько нелепо: на западном направлении у нее большой «карман» - ходят слухи, что это жители престижных направлений настояли на том, чтобы она огибала элитные коттеджные поселки, поэтому трасса «приросла» лишними 120 км. Из-за такой формы ЦКАД уже получилa массу обидных эпитетов: «кольцо с грыжей», «квадратная кольцевая», «VIP-кувшин», «маковая головка».
Надо сказать, что на некоторых участках (там, где есть альтернативный объезд) трасса будет платной. О тарифах пока спорят. Говорят, что легковые автомобили должны будут отдавать от 1 до 3 рублей за км, а грузовики - от 3 до 10 рублей за км.
Срочно нужны деньги
По предварительным оценкам, на строительство дороги потребуется 350 - 450 млрд рублей. И это без учета отвода земель. Эксперты, опрошенные BFM.ru не исключают, что сумма может вырасти вдвое. Причин тому несколько.
Во-первых, в населенных пунктах (по территории которых пройдет трасса) многие земельные участки заняты. Их, кстати, специально скупали после того, как власти озвучили планы по строительству ЦКАД. Теперь заказчик строительства должен будет их выкупать (процедура изъятия земель под государственные и муниципальные нужды, а также порядок выкупа прописан в Земельном кодексе). Средняя стоимость сотки в населенных пунктах (Икша, Ногинск, Бронницы, Наро-Фоминск, Подольск) составляет на сегодня 3 тысячи долларов.
Во-вторых, большая часть трассы должна пройти через лес (если экологи не помешают), а в этом случае, говорят эксперты, «будет большая коррупционная составляющая, потому что контроль эффективности использования средств будет крайне затруднен. Так что, полагают эксперты, стоимость ЦКАД вполне может составит 0,5 трлн рублей.
Схема финансирования государственной дороги такова: за счет средств инвестиционного фонда собственник оплатит 60 % от стоимости строительства, правительство Московской области - 10%, частные инвесторы - 25 %.
Петр Кацыв подгоняет. "Надо в срочном порядке искать инвестора, надо принимать решение", - заявил он в среду. Между тем, как рассказал BFM.ru источник в правительстве Московской области, призыв министра транспорта региона пока ничем не подкреплен.
"Пока федеральное правительство не сдвинется с мертвой точки и не примет каких-либо конкретных решений, ничего не произойдет. Никаких определенных сроков, к которым нужно найти инвестора, на данный момент не определено. Наличие инвестора само по себе вещь хорошая, но он не появятся, пока не наступит какая-то ясность с проектом", - сказал чиновник.
По словам собеседника BFM.ru, не определено пока и кому будут принадлежать права на эксплуатацию ЦКАД. Будет ли это компания, подконтрольная местным властям, или это будет организация со стороны, он сказать затруднился. Рассказывая о том, что же может привлечь инвесторов в данном проекте, он сказал, что у дороги будет гарантированная окупаемость. "Инвесторы найдутся, надо сначала с планами определиться", - подытожил он.
Между тем, критики проекта считают, что введение ЦКАД не решает основной проблемы, связанной с недостаточной пропускной способностью соединительных радиальных дорог, по которым осуществляется соединение Москвы с регионами страны и Подмосковья.
Дорожная ситуация в Москве сейчас