Борьбы нового столичного мэра с уличными палатками навела «шороху» в мире розничной торговли - зато неожиданно обогатила риэлтеров
Торговая недвижимость в Москве никогда не была дешёвым удовольствием, теперь же ставки на аренду вообще подскочат до «небесных высот». Как предрекают эксперты, борьба столичного мэра с уличными палатками приведёт к тому, что бизнесменам придётся искать новые площади для своего товара. А это, прежде всего, небольшие внутридворовые магазины и первые этажи жилых домов.
Цены на эти объекты уже выросли на 10-20%, а спрос увеличился в 1,5-2 раза с начала ноября. Особенно это касается спальных районов: там основной объём розничной торговли всегда концентрировался у станций метро, а теперь палаточникам приходится «разъезжаться». Впрочем, едут, судя по всему, не очень, потому что больше всего площадей скупают в домах близ станций метрополитена. И, естественно, аренда по этим адресам самая дорогостоящая.
Напомним, частичная ликвидация уличных палаток стала одним из первых реализованных проектов нового мэра Москвы Сергея Собянина . Стоило градоначальнику разок проехаться по вверенной ему территории и высказать публичное недовольство - и администрация тут же кинулась «зачищать» улицы столицы, прежде всего, от торговых латков. По мнению мэра, палатки, во-первых, портят внешний вид Москвы, и во-вторых, мешают адекватному движению транспорта и граждан. Кроме того, многие из этих объектов были возведены и вели деятельность незаконно, поэтому тем более должны быть снесены.
Впрочем, о сносе всех уличных торговых точек подряд речь не шла. Под ковш экскаватора попали латки, расположенные близ станций метро и крупных транспортных узлов, так как именно они мешали городскому трафику. И поначалу большинство москвичей встретили эту инициативу с благодарностью (предыдущий мэр столицы Юрий Лужков давным-давно обещал сделать то же самое), но потом спохватились: а билеты-то на автобус где покупать? А утреннюю прессу? Эти ни в чём не повинные киоски тоже, как говорится, «попали под раздачу». Благо, вслед за горожанами очнулись и чиновники и через несколько дней исправили «перегибы» в борьбе с палатками. Однако протесты против ликвидации до сих пор раздаются.
Так, больше всех возмущаются, конечно, мелкие предприниматели. Они и раньше жаловались на то, что вся розничная торговля в Москве монополизирована и тем, кто вовремя не «занёс» кому надо, продавать свой товар просто-напросто негде. Как заявили представители Межрегионального союза предпринимателей в открытом письме С. Собянину, «созданная в Москве система привела к тому, что почти вся прибавочная стоимость предпринимателей "выкачивается" в виде аренды и оседает в карманах лиц, аффилированных с городскими или местными властями, так как именно они по сложившейся системе кормлений владеют этими доходными местами».
«Нельзя забывать, кроме прочего, что малому бизнесу попросту закрыта возможность арендовать помещение в так называемых "цивилизованных" торговых комплексах», - сказано в том же послании. - «Этой возможности нет даже не по причине высокой аренды, а по причине того, что туда допускаются исключительно сетевые структуры».
Впрочем, и сетевым структурам уже не поздоровилось от инициативы столичного градоначальника: два крупных производителя уличного питания в общей сложности лишились более сотни торговых точек, хотя утверждают, что вели торговлю абсолютно законно. А скоро очередь может дойти и до «цивилизованных торговых центров». Обращаясь к правительству, сам президент РФ Дмитрий Медведев предложил сносить объекты недвижимости, расположенные близ крупных транспортных узлов. Потому что они, мол, способствуют образованию пробок.
Кстати, напугала бизнесменов и ещё одна идея (пока что только идея) Сергея Собянина. В рамках плана по оптимизации транспортной системы Москвы мэр предложил запретить въезд в столицу большегрузного транспорта - с 7.00 до 22.00 по будням и круглые сутки по выходным и в праздники. А значит абсолютному большинству продуктовых магазинов придётся полностью менять свою систему доставки - переносить её время, увеличивать количество транспорта или отстраивать собственные склады. Как ни крути, это выльется в огромные издержки, а они, в свою очередь, лягут на плечи покупателей.
Пока эта инициатива существует только на бумаге и в Интернете. Соответствующий План опубликован специально для общественного обсуждения, а все претензии и комментарии принимаются в Правительстве Москвы. Чиновники обещали учесть критику и конструктивные предложения и представить исправленный вариант плана к концу ноября. Как надеются эксперты, пункта о грузовиках к тому времени в нём уже не будет.
Индекс цен российских потребительских товаров