Европа находится в состоянии крайне неустойчивого равновесия, основным вектором ее развития станет рост госрегулирования в экономике
Кризис евро и пути его преодоления станут одной из тем переговоров во вторник президента России Владимира Путина и премьер-министра Люксембурга Жан-Клода Юнкера в Москве. Это вполне естественно, поскольку Юнкер является бессменным председателем Еврогруппы /Совета министров финансов стран зоны евро/, с момента введения этого постоянного поста 1 января 2005 года.
Эта встреча происходит в условиях некоторого «потепления» финансового климата в Европе, которое однако преждевременно принимать за конец кризиса суверенной задолженности стран зоны евро. Некоторое ослабление давления рынков на евро вызвано не структурным снижением дефицитов госбюджетов 17 стран зоны евро, раздутые социальные системы которых сегодня поглощают больше средств, чем могут дать налоги со стареющего населения, и не качественным повышением экономического роста зоны евро, где, по данным Евростата, продолжается экономический спад на уровне 0,4 проц в год.
Ослабление кризисных тенденций вызвано в первую очередь двумя чисто монетарными решениями: объявлением председателя Европейского центробанка Марио Драги о готовности ЕЦБ начать неограниченную скупку гособлигаций проблемных стран зоны евро на вторичном рынке, и решением Конституционного суда Германии, что участие Берлина в постоянном европейском Стабфонде не противоречит основному закону страны. Без Германии, которая остается первой экономикой зоны евро и «мотором» еще сохраняющейся экономической динамики в Европе, создание этой структуры было бы невозможным - у остальных 16 государств зоны евро просто нет денег, чтобы сделать эту структуру жизнеспособной.
На практике эти решения означают, что ЕЦБ начинает наводнять рынки необеспеченными активами евро, перебивая игру мировых спекулянтов на понижение против наиболее слабых стран зоны евро, а тем временем зона евро наконец сможет запустить 8 октября свой постоянно действующий Стабфонд - Европейский стабилизационный механизм /ESM - European Stability Mechanism/, который должен будет, опираясь на сумму гарантий объемом до 700 млрд евро, оказывать финансовую помощь проблемным государствам зоны евро.
Однако обе эти меры хороши только в краткосрочной перспективе. Экономисты отмечают, что в нынешних условиях крайней нестабильности мировой финансовой системы, невозможно точно спрогнозировать последствия вброса миллиардов не обеспеченных активами евро.
Самым простым следствием станет ускорение повышения цен в Европе, однако обменные курсы евро к доллару могут остаться стабильными, поскольку в США - по другую сторону Атлантики Федеральная резервная система предпринимает по сути аналогичные монетарные меры известные под названием «третьего количественного смягчения».
Таким образом, экономисты не могут без оговорок предсказать даже казалось бы очевидным усиление классической инфляции.
Что касается создания постоянного Стабфонда зоны евро, то это решение можно было бы только приветствовать, если бы в еврозоне вот уже два с половиной года не действовал аналогичный ему временный инструмент - Европейский фонд финансовой стабильности /EFFS/, созданный в мае 2010 года, объем средств которого достигал 800 млрд евро. Предоставляемая этой структурой помощь Греции, Ирландии, Португалии, пока не позволила сколько-нибудь значительно улучшить ситуацию в этих проблемных государствах, зато привели к дальнейшему увеличению объема их суверенной задолженности, за счет пусть и льготных, но кредитов, предоставляемых этой структурой.
По настоящему патовой европейскую ситуацию делает повышение социальной напряженности в Европе, вызванной быстрым падением уровня жизни и ростом безработицы, которая, например, в Испании достигла невиданного за послевоенный период уровня в 25 процентов. Народное недовольство практически парализует усилия правительств по проведению совершенно необходимым европейским странам программ структурных реформ, в основе которых неизбежно лежит сокращение госрасходов и социальных систем.
Таком образом, Европа сегодня находится в состоянии крайне неустойчивого равновесия, основным вектором ее развития в ближайшие годы станет значительный рост государственного регулирования в экономике и финансовом секторе, предсказать результаты которого сегодня невозможно.
В этих условиях Европе, как воздух, нужна последовательность и поддержка со стороны основных международных партнеров - США, Китая и России, которые являются крупнейшими держателями гособлигаций европейских государств. Китай уже подтвердил на саммите с Евросоюзом на прошлой неделе, что продолжит приобретение государственных облигаций зоны евро, обеспечивая необходимую финансовую поддержку Европе.
Россия также крайне заинтересована в сохранении стабильности евро, поскольку свыше 40 проц российских золотовалютных резервов хранятся именно в этой валюте. Ее исчезновение стало бы для России тяжелейшим финансовым ударом, поэтому в вопросе сдерживании европейского финансового кризиса и поиска путей вывода из него Европы Россия и Евросоюз остаются прямыми союзниками.
Посмотреть курс валют