Сценарист фильма «Орда» рассказал «МН» о вере, чудесах, грядущем апокалипсисе
- Что документально известно о митрополите Алексии? Вас заинтересовал этот исторический персонаж или вы воспользовались им как поводом для разговора о своем?
- Вопрос о документальности не стоит, есть житийная литература, которая подражает Евангелию и Деяниям апостолов. Проверить на достоверность житийную литературу очень трудно. Но то, что митрополит Алексий ездил в Орду, - исторический факт. Жития утверждают, что он исцелил от слепоты ханшу Тайдулу, - подражание это Евангелию или нет, для меня не столь важно. Для меня, как и для режиссера, было важнее показать, что чудо в христианском измерении совершается лишь тогда, когда человек способен к самопожертвованию, когда отказывается от гордыни и тщеславия.
- "Орда" - фильм, снятый с редким сегодня уважением к замыслу сценариста. Кажется, это ваш фильм, ваша проблематика. В центре сюжета - чудо, которое то ли было, то ли не было. Фильм «Чудо», снятый по вашему сценарию в 2009 году Александром Прошкиным, отцом Андрея Прошкина, был о том же: речь шла о девушке, простоявшей без движения 128 дней в наказание за кощунство. Что для вас чудо?
- Не хочу говорить о «своем» и «чужом» внутри фильма, такое деление обижает многих людей, работавших над ним. Благодарю продюсера Сергея Кравца и режиссера Андрея Прошкина за внимание к литературной основе. Я, если можно так выразиться, сделал проект будущего фильма на бумаге, любой сценарист - это проектировщик, а режиссер вместе с группой построил здание. Чья здесь работа важнее, сказать не берусь. Замечу лишь, что на режиссере лежит бремя материального воплощения идеальных конструкций. И то, что это здание «Орды» стоит и не падает, во многом заслуга Андрея Прошкина.
Чудеса случаются, причем в жизни каждого из нас. Для меня чудо - это разрыв причинно-следственной связи, когда происходит событие, ничем не мотивированное и алогичное. В советское время мои знакомые краеведы нашли могилу одного святого в Новгородской земле. Церковь, где он лежал, была разрушена, могила осквернена. Они попросили священника отслужить панихиду, тем самым очистив место захоронения. Был август, и во время панихиды неожиданно запел соловей. Как известно, соловьи заканчивают петь еще в конце июня. Через чудо, выражаясь пафосным конфессиональным языком, бог сообщает человеку нечто важное, чаще всего говорит о своем присутствии. Сейчас эпоха антипафосная, я очень не люблю романтических высказываний. Повторяю, для меня чудо - это разрыв причинно-следственной связи, но большинство людей вообще не замечают этой связи, не замечают логики того, что с ними происходит, от этого не замечают и чуда.
- Орда, по крайней мере ее аристократия, к XIV веку уже приняла ислам. В фильме следов ислама нет - это сознательное решение?
- Это решение исторически оправданно, под тонким слоем ислама, который приняла аристократия, скрывались мощные пласты язычества, они во многом диктовали политику Орды. Эти пласты не изжиты до сих пор - можно сказать, что мы делали фильм во многом о нынешнем дне, когда под европейским костюмом чиновника скрывается азиатчина в языческом смысле, когда цель оправдывает средства, когда царят абсолютная жестокость, корысть и алчность.
Мы не рассчитывали на благодушный прием. Понимали, что в обществе, где идет холодная война, где все разделены и не хотят слышать друг друга, могут быть реакции непрогнозируемые и для нас неблагоприятные.
- Государство в фильме представлено в двух видах - это Орда с произволом и дикостью и Русь с домашней, разумной властью русского князя, опирающегося на веру. Вас не смущает такая трактовка?
- Интерпретируя образ русского князя, вы ошиблись. У нас государь посылает митрополита на безнадежное дело, в котором выиграть невозможно. Его поступок бесчеловечен, но иногда солома ломит силу, бессилие и немощь двигают горами, если под ними любовь, самопожертвование. Это и есть, по-моему, суть христианства, но государю из нашего фильма она не близка.
Фильмография Юрия Арабова
1987 - «Одинокий голос человека»
1987 - «Скорбное бесчувствие»
1988 - «Дни затмения»
1988 - «Господин оформитель»
1989 - «Посвященный»
1989 - «Спаси и сохрани»
1990 - «Круг второй»
1990 - «Николай Вавилов»
1990 - «Сфинкс»
1992 - «Присутствие»
1992 - «Сердце не камень»
1993 - «Тихие страницы»
1997 - «Мать и сын»
1999 - «Молох»
2000 - «Телец»
2002 - «Игра в модерн»
2002 - «Полтора кота»
2004 - «Солнце»
2005 - «Дело о "Мертвых душах" (сериал)
2005 - "Доктор Живаго" (сериал)
2006 - "Ужас, который всегда с тобой"
2007 - "Завещание Ленина" (сериал)
2008 - "Юрьев день"
2009 - "Чудо"
2009 - "Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину"
2011 - "Фауст"
2012 - "Орда"
- На ММКФ в июне "Орда" вызвала сильные чувства. Какая-то дама из аккредитованных журналистов, помню, даже назвала фильм богомерзким. Кто-то, напротив, подозревал авторов в сервильности, тем более что фильм делался по заказу "Православной энциклопедии". Но сейчас, после суда над Pussy Riot, ситуация в обществе накалилась. Каким образом это скажется на восприятии фильма?
- Мы не рассчитывали на благодушный прием. Понимали, что в обществе, где идет холодная война, где все разделены и не хотят слышать друг друга, могут быть реакции непрогнозируемые и для нас неблагоприятные. Вместо одной доминирующей идеологии в постсоветской России возникла дюжина мелких, но весьма агрессивных. Каждая из них настаивает на знании истины в последней инстанции. "Орда" выражает определенные взгляды на историю России и на историю христианства. Для меня фильм отнюдь не случаен, и я благодарю "Православную энциклопедию", что она позволила его сделать. Надеюсь, что и впредь смогу выражать в России свои взгляды, нравится это кому-то или нет. А если перекроют кислород, то буду работать там, где мне дадут это делать. В гражданской войне внутри общества, в какой бы форме она ни велась, я принимать участие не буду. Кстати, вся история с Pussy Riot - иллюстрация тезиса о гражданской войне. Не встречал ни одного человека, который был бы солидарен с их акцией, с местом ее проведения и формой. Однако я отношусь к людям, требующим милости к тем, кто совершил бестактность, и все подписанты известного письма от интеллигенции выступают именно с этих позиций, с позиций милости, а не сакральной жертвы. Их за это записали в сторонники "танцев в алтаре". Это прямая ложь, и то, что она имеет хождение в обществе, доказывает: в стране идет внутренняя война, в которой все средства хороши.
- Патриарх Кирилл смотрел "Орду"? Вы знаете его реакцию?
- На этот вопрос должен ответить сам патриарх. Фильм он видел, похвалил режиссера и меня за художественное качество.
- В одном из интервью вы сказали, что каждый христианин знает: нас ждет апокалипсис. Это не метафора?