Кризис в китайско-японских отношениях, связанный с обострением проблемы спорных островов Сенкаку (китайское название - Дяоюйдао), ставит под угрозу торговые связи, объем которых за последние десять лет превысил $340 млрд.
Об этом сообщает Bloomberg. 17 сентября компании Panasonic и Canon объявили, что 18 сентября, во вторник, останавливают работу некоторых своих предприятий в Китае, поскольку ожидают новых антияпонских выступлений. Mazda Motor Corp. приостанавливает работу своего предприятия в Наньцине до 21 сентября. Об остановке производства на заводе в провинции Хуннань объявила и Mitsubishi Motors Corp, не уточнив срок остановки.
Toyota Motor Corp., Honda Motor и Nissan Motor также закроют во вторник ряд своих заводов. Toyota и Honda уже сообщили о том, что их дилерские центры пострадали после поджогов в городе Циньдао. Призывы к китайцам бойкотировать продукцию этих автопроизводителей и отдельные нападения вызвали падение акций этих компаний на токийской бирже. Акции Nissan упали на 5,2%, это максимальное снижение с 7 мая, бумаги Toyota подешевели на 1,2%, Nissan - на 3%. Ассоциация автодилеров Китая (China Automobile Dealers Association) заявила, что антияпонские протесты нанесут трем японским компаниям больший ущерб, чем землетрясение 2011 г.
Из-за беспорядков и нападений нарушилась работа японских торговых точек и ресторанов в Китае. Падение продаж и убытки из-за повреждения имущества при нападениях также вызвали падение их акций.
«Рост экономики Японии больше зависит от отношений с Китаем, чеам наоборот, - заявил агентству экономист Australia & New Zealand Banking Group Ltd. Лю Ли-Ган. - Эскалация напряженности может подкосить уже ослабленную экономику Японии. Китай пострадает меньше». В 2011 г. Китай был самым крупным рынком для японского экспорта, тогда как Япония для КНР в том же отношении была только на четвертом месте. По данным китайской таможни, Китай за прошлый год продал Японии товары на $148,3 млрд, тогда как ввез из Японии товары на $194,6 млрд.
Пекин и Токио не могут определить прохождение границы между исключительными экономическими зонами в районе пяти островов Сенкаку. Япония настаивает на прохождении разделительной линии посередине водного пространства, КНР - на перемещении линии ближе к японскому побережью. Токио утверждает, что занимает острова с 1895 г., в Пекине напоминают, что на японских картах 1783 и 1785 гг. Дяоюйдао обозначены как китайская территория. После Второй мировой войны острова находились под контролем США и были переданы Японии в 1972 г., однако Тайвань и КНР считают, что Япония удерживает эти территории незаконно. В Японии отмечают, что Китай и Тайвань стали претендовать на острова с 1970-х гг., когда выяснилось, что в этом районе много полезных ископаемых.
10 сентября правительство Японии решило выкупить три из пяти спорных островов у частных владельцев. Пекин объявил это решение недействительным. 14 сентября в территориальные воды Японии в районе островов Сенкаку вошли шесть китайских патрульных кораблей, официально объяснив свои действия защитой рыбаков. 17 сентября официальный Пекин объявил успешной миссию этих кораблей, которые продемонстрировали, что острова находятся под юрисдикцией Китая.
В минувшие выходные в КНР прошли антияпонские акции протеста, которые в ряде городов вылились в беспорядки и нападения на японские компании, магазины, рестораны и даже на японские автомобили.
18 сентября АР сообщило, что на спорные острова высадились два гражданина Японии. Их задержала японская береговая охрана. Еще накануне к островам направились сотник китайских рыболовецких шхун. В понедельник утром сообщалось, что эти суда подошли к Сенкаку (Дяоюйдао) на 24 морские мили, но затем отошли дальше после предупреждения береговой охраны Японии. В этот же день в городе Фукуока молодой японец забросал дымовыми шашками консульство КНР. Как сообщает Kyodo, его задержали и на допросе он сказал, что возмущен погромами японских предприятий в Китае.
Все автомобильные новости