Разбирательства между автопроизводителями и их дилерами, которые начались в конце прошлого года, немного поутихли в связи с новыми событиями на авторынке страны. Однако, процесс на месте не стоял: на днях суд вынес первое решение, обязывающее автокомпанию заключить 7-летний договор с дилером.
Речь идет о представительстве корейского концерна Hyundai, «Хендэ мотор СНГ», и дилерской компании, входящей в группу «Модус». 12 сентября текущего года арбитражный суд Москвы обязал «Хендэ мотор СНГ» заключить с ООО «Модус Новороссийск» дилерский договор на продажу и обслуживание автомобилей марки сроком не менее чем на семь лет. Кроме того решение суда обязывает российскую «дочку» возместить истцу убытки в размере 1,97 млн рублей, передают «Ведомости». В российском представительстве корейского концерна ситуацию и решение суда комментировать не готовы.
«Модус Новороссийск» подала на «Хендэ мотор» в суд из-за того, что представительство не заключило с истцом дилерский договор, несмотря на подписанный еще в 2011 году протокол о намерениях. В соответствии с этим, пусть и предварительным документом, «Модус» построил новый дилерский центр в Новороссийске, который соответствовал стандартам бренда Hyundai. Однако «Хендэ мотор» не торопилась оформлять отношения, и новый центр пустовал более 10 месяцев, находясь на содержании дилерской компании и принося убытки.
Как рассказал изданию один из участников прошедшего заседания, в протоколе о намерениях не прописаны условия дилерского договора, а потому «Хендэ мотор» не может быть обязана заключать конкретный договор.
Другие дилеры отмечают, что заключение договора на основании протокола о намерениях - общепринятая практика. В «Модусе» грешат на затяжной конфликт с «Хендэ мотор», который начался после кризиса, когда группа начала сотрудничать с другими брендами. Дистрибутор корейского концерна, отмечает дилер, «начал предъявлять требования, не предусмотренные дилерским договором».
По сути, данный прецедент стал первым судебным разбирательством между российской «дочкой» иностранного концерна и автодилером. До сих пор в нашей стране нет четких правил, которые регулировали бы отношения этих сторон. Дилеры вынуждены соглашаться на условия автокомпаний, подписывая договора сроком на год (деньги, которые вкладываются в открытие новых центров, за год не возвращаются), а представительства, в свою очередь, должны «держать марку», предъявляя высокие требования к дилерам.
В конце прошлого года к вопросу подключилась Федеральная антимонопольная служба, начав ряд расследований в отношении автомобильных дистрибуторов и дилеров. По их итогам, ФАС сделала вывод, что «представительства иностранных компаний ведут свой бизнес в России варварскими способами».
До принятия законов дело не дошло, но ФАС выпустила ряд рекомендаций. Например, служба рекомендует заключать договора сроком не менее чем на пять лет, а при расторжении договора должна быть предоставлена «детальная мотивация причин в письменном виде». Кроме того, представительствам не рекомендуется создавать «дискриминационные условия» или менять условия поставок. Кроме того, ФАС рекомендовала «не допускать необоснованных отказов в поставке оригинальных запчастей независимым автосервисам». Как считает президент ассоциации «Российские автодилеры» Андрей Петренко, эти правила должны минимизировать количество обращений в суд.
Отметим, что «Модус» выиграл иск в суде первой инстанции. Соответственно у «Хендэ мотор СНГ» есть шансы оспорить решение арбитражного суда.
Все автомобильные новости