КИЕВ, 13 сентября. Украина ввела утилизационный сбор на импортируемые автомобили в ответ на аналогичные действия РФ. «Зеркальное» решение было закреплено 12 сентября в постановлении правительства N843 «О некоторых вопросах заготовки и утилизации отходов, которые возникают по причине утраты транспортными средствами своих потребительских качеств».
Больше всего от введенных мер пострадает «АвтоВАЗ» - крупнейший поставщик российских автомобилей на Украину. Гендиректор «УкрАвтоВАЗа» Игорь Вознюк говорит, что цены на автомобили компании на украинском рынке сейчас и так достаточно высокие, передает «Сегодня».
«Дополнительный сбор сократит нашу долю на рынке, но мы будем просить у "АвтоВАЗа" снизить отпускные цены»,- говорит он.
Конкуренцию российской компании составляют украинские и китайские производители. Но даже если «АвтоВАЗ» уйдет с украинского рынка, это не возместит в должной мере потери украинских предприятий в связи с аналогичным сбором в РФ, добавляет Вознюк.
По мнению юристов, решения обеих стран ввести такой сбор нарушает нормы Всемирной торговой организации.
«При этом если российское решение дискриминирует импорт по отношению к местным производителям, то украинское решение дискриминирует российский импорт как по отношению к украинской продукции, так и по отношению к импорту из третьих стран»,- отмечает советник юридической фирмы «Саенко Харенко» Наталья Микольская.
Партнер юридической компании Astapov Lawyers Олег Мальский соглашается, что действия Украины еще более противоречивы, так как теперь у России может возникнуть вопрос, почему этот сбор не платят другие импортеры.
«С практической точки зрения введение подобных ответных мер Украиной является исключительным политическим прецедентом. Даже такие мощные игроки в ВТО, как США, ЕС или Китай, не позволяют себе настолько неприкрытые конфронтации в виде "зеркальных" мер»,- говорит юрист брюссельского офиса юрфирмы Salans Игоря Данилова.
Но если РФ подаст жалобу в ВТО, то ее будут скорее всего рассматривать 1-1,5 года, но это обращение не приведет к решению спора, так как в правилах Всемирной организации не прописаны штрафные санкции, а есть только пункты о решении спора ответными аналогичными мерами, говорит Олег Мальский.
Напомним, Россия ввела утилизационные сборы на колесные транспортные средства, которые ввозятся из других стран, кроме стран Таможенного союза. Сбор должны будут платить импортеры и граждане, ввозящие иномарки.
Как отмечает «Интерфакс-Россия», размер сбора рассчитывается от базового тарифа в 20 тыс. рублей с учетом понижающих или повышающих коэффициентов в зависимости от вида и категории транспортного средства. При этом физические лица, ввозящие легковые автомобили для личного пользования, будут платить утилизационный сбор в размере 2 тыс. рублей за новый автомобиль и 3 тыс. рублей, если с даты выпуска автомобиля прошло более 3 лет.
Сумма сбора для новых легковых автомобилей будут составлять от 17,2 тыс. рублей при объеме двигателя не более 1 тыс. куб. см до 110 тыс. рублей, если объем двигателя более 3,5 тыс. куб. см. Для легковых автомобилей возрастом более 3 лет сумма сбора будет составлять от 106 тыс. до 700,2 тыс. рублей соответственно.
На грузовые автомобили применяется базовая ставка 150 тыс. рублей для расчета утилизационного сбора. Сумма сбора для новых грузовиков в зависимости от массы составит от 75 тыс. рублей при массе не более 2,5 тонн до 435 тыс. рублей при массе свыше 20 тонн, но не более 50 тонн.
Новые автобусы будут облагаться утилизационным сбором от 90 тыс. рублей до 300 тыс. рублей, возрастом более 3 лет - от 150 тыс. рублей до 780 тыс. рублей в зависимости от объема двигателя.