В России резко подорожали бензин и дизельное топливо. Обычно нефтяники привязывают повышение розничных цен на топливо к увеличению мировых цен на нефть. Но на самом деле это лишь повод для компаний увеличить свою прибыль.
Согласно сообщениям СМИ, на текущей неделе на российских заправках резко подорожал бензин. Так, по информации «10-го канала» новокузнецкого телевидения, бензин АИ-92 за текущую неделю подорожал «на большинстве заправок города» на 50 копеек, до 21,7 рубля за литр. Радиостанция Business FM в субботу сообщила, что в Москве бензин подорожал на 1-4% не за неделю, а за день.
Данных Росстата за текущую неделю пока нет, но данные за предыдущие четыре недели демонстрируют ускорение роста стоимости бензина и особенно дизтоплива. Так, согласно Росстату, бензин АИ-92 с 11 по 17 октября АИ-92 подорожал на 0,1%, с 18 по 24 октября - уже на 0,2%, с 25 по 31 октября - на 0,3%, с 1 по 7 ноября - также на 0,3%. Дизельное топливо дорожало в эти же недели еще быстрее - на 0,2%, 0,4%, 0,8% и 1,4% соответственно. Средние по России цены на бензин АИ-92 в начале текущей недели составили, согласно данным Росстата, 23,01 рубля за литр, на АИ-95 - 24,90 рубля, на дизтопливо -19,75 рубля, в Москве - 23,53, 25,30 и 21,07 рубля за литр соответственно. С 1 по 7 ноября было произведено на 15% меньше бензина и на 9% меньше дизтоплива, чем за предшествующую неделю.
Динамика цен на топливо должна примерно повторять динамику нефти, а стоимость нефти в мире в последнее время поднималась. Средневзвешенная цена нефти марки Brent на бирже РТС подорожала с начала ноября на 4,5%, с $83,74 за баррель 1 ноября до $87,5 12 ноября, а с 25 августа ($73,3) - на 19,4%. Правда, оказывает влияние на цену топлива и курс доллара. «При прочих равных цена на нефтепродукты растет, когда падает доллар, - говорит директор Центра экономики топливно-энергетического комплекса Института микроэкономики Минэкономразвития Анатолий Кузовкин. - Сейчас доллар, наоборот, растет (по курсу ЦБ за месяц доллар укрепился на 3,15% - с 29,83 рубля за доллар 12 октября до 30,77 рубля 13 ноября - "Росбалт"), но дорожают и нефтепродукты».
Ценообразование на рынке бензина всегда происходит по-хитрому: на удорожание нефти цены на топливо реагируют быстро, а на удешевление - гораздо слабее или вовсе не реагируют. Во всяком случае, если через пару недель нефть вернется к уровню двухнедельной давности, бензин в России точно не подешевеет на 50 копеек в один момент.
«Во всем мире образование цены бензина - это "полупроводниковая система", - поясняет генеральный директор Института энергетической стратегии Виталий Бушуев. - То есть если нефть дорожает, то почти пропорционально дорожает и бензин, а если нефть дешевеет, то цена бензина снижается не так стремительно. В России же это вовсе одностороннее движение: на удешевление нефти бензин почти не реагирует». В качестве примера эксперт приводит динамику бензина в мире в 2008 году. Нефть с июля до конца года тогда подешевела почти в 4 раза, при этом стоимость бензина в мире упала в 1,5-2 раза, а в России - лишь на 5-7%.
Эксперт не ищет этому сложных объяснений. «Если даже на дорожающее топливо спрос почти не сокращается, то почему бы не задрать цену? - поясняет Виталий Бушуев психологию нефтяных компаний. - А повод для этого всегда найдется. Сейчас, например, нефтяники объясняют, что вынуждены повышать цены, так как нефть подорожала».
По мнению генерального директора «ИнфоТЭК-Консалт» профессора Тамары Канделаки, «главной, а может быть, и единственной» причиной роста топливных цен на текущей неделе являются «ожидания снижения маржи от переработки нефти в России и рост неопределенности эффективности инвестиций в нефтепереработку в связи с начавшимся ростом фискальной нагрузки на этот вид деятельности: акцизов, пошлин, зарплатных налогов, тарифов естественных монополий и т.д.». По ее наблюдению, в развитии российской нефтепереработки «начал работать сценарий, при котором в структуре нефтяного экспорта приоритет будет отдан нефти, а не нефтепродуктам и нефтехимии, имеющим более высокую добавленную стоимость и способствующим развитию российской переработки». Профессор отмечает, что в генеральной схеме развития нефтяной отрасли приоритеты отданы добыче и экспорту нефти взамен приоритетного обеспечения отечественных потребителей «качественным топливом по разумной цене». «Так что результат налицо», - сетует эксперт.
Анатолий Кузовкин из Института микроэкономики Минэкономразвития полагает, что скачок цен на бензин и дизтопливо обусловлен тем, что нефтяные компании компенсируют выросшие расходы на нефтедобычу за счет отечественных покупателей.
«Первое приходящее на ум объяснение такой ситуации заключается в том, что нефтяные компании перекладывают недополученную прибыль на отечественных потребителей нефтепродуктов, - рассуждает эксперт. - Недополучить прибыль они, могли, к примеру, из-за каких-то проблем с экспортной выручкой и из-за выросших расходов на нефтедобычу. Ведь в этом году Россия увеличила добычу нефти, обойдя Саудовскую Аравию и выйдя на первое место в мире по объемам добычи. Это стало возможным благодаря крупным инвестициям нефтяных компаний в нефтедобычу. Вот они и компенсируют свои траты за счет автолюбителей».
По мнению Виталия Бушуева, справедливая стоимость российского бензина должна быть в 1,5 раза ниже текущей цены.
Евгений Новиков