Банк России обнародовал свои оценки состояния отечественных банков. Финансовое положение львиной доли кредитных организаций было охарактеризовано как прекрасное.
Насколько это определение разделяют независимые эксперты, а также к чему может привести излишний оптимизм, выяснял обозреватель «Вестей ФМ» Леонид Гурьянов.
Все кредитные организации были разбиты на 5 групп - в зависимости от таких критериев, как капитал, активы, доходность, ликвидность, качество управления и прозрачность собственности. Вскоре к ним, возможно, прибавится ещё один - адекватность вознаграждений топ-менеджеров. Пока же в результате проведённой оценки почти 90% банков (или около 800 из более 900 кредитных организаций) оказались во второй категории и характеризуются прекрасным экономическим состоянием. В первой группе банков с идеальным положением не оказалось ни одной кредитной организации. В третьей, которую характеризует сомнительное финансовое положение, - около сотни банков.
«Эта информация, конечно, любопытна - до сих пор эта классификация не публиковалась Центробанком. Сейчас развёрнутой публикации нет, есть лишь развёрнутая таблица с отнесением к группам. Оценка выглядит достаточно неожиданной, потому что в первой группе нет ни одного банка, во вторую группу отнесено почти 90% всех банков. Возникает вопрос о возможной недостаточной дифференцированности критериев, потому что когда почти 90% банков относится к группе с "прекрасным", как там говорится, финансовым состоянием, то это выглядит несколько странно. Прекрасного финансового состояния у 90% банков нет, больше банков можно увидеть в третьей группе», - комментирует заместитель руководителя аналитического департамента инвестиционной компании «Совлинк» Ольга Беленькая.
Альтернативное разделение по категориям предлагает начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий. И это распределение выглядит гораздо менее выигрышно для российской банковской системы.
«Ну уж никак не менее 50% банков я бы мог отнести к третьей категории. Ну и процентов 10 уж совершенно точно можно разбить между 4-5 категориями, то есть - плохие и очень плохие. Критерии - например, достаточность капитала. Мы знаем, что довольно большое число банков находится в группе риска, и число их, кстати, очень сильно возросло в августе по сравнению с июлем, раза в 2. Есть и много других, например, кредитование связанных сторон», - рассуждает Осадчий.
Классификация ЦБ имеет вполне конкретное практическое значение. Например, рефинансироваться в Центробанке или участвовать в аукционах по размещению бюджетных средств могут только банки первой и второй категорий. Просчёты в оценке финансового состояния вполне могут обернуться ощутимыми финансовыми потерями. И прецеденты тому уже имеются, продолжает Максим Осадчий.
«Неадекватная оценка банков ведёт, в частности, к выдаче безналоговых кредитов на многие миллиарды рублей банкам, которые по существу являются фиктивными, абсолютно гнилыми. Пример - это огромная задолженность, возникшая у Международного промышленного банка. Конечно, нужна методика, которая бы позволяла действительно отсеивать агнцев от козлищ», - считает Осадчий.
Также к основным рискам российской банковской системы эксперты относят темпы кредитования, значительно опережающие динамику притока вкладов. И зачастую нехватка долгосрочных пассивов компенсируется за счёт тех же ресурсов Центробанка.
Посмотреть курс валют