Предложения Минтруда по сокращению накопительной составляющей пенсии в долгосрочной перспективе не решат проблему дефицита Пенсионного фонда России, через 7-8 лет она снова обостриться, говорится в очередном бюллетене Центра развития НИУ ВШЭ.
Предложения Минтруда по сокращению накопительной составляющей пенсии в долгосрочной перспективе не решат проблему дефицита Пенсионного фонда России, через 7-8 лет она снова обостриться, говорится в очередном бюллетене Центра развития НИУ ВШЭ «Новый КГБ (комментарии о государстве и бизнесе)».
Минтруд в августе опубликовал проект стратегии развития пенсионной системы России до 2030 года, в котором предлагает осуществить так называемый «страховой маневр»: сократить 6% тарифа накопительной составляющей и перераспределить на солидарную, в размере 2% или 4%. Впоследствии с 2015 года предполагается, что россиянам предоставят право выбирать: либо формировать накопления по существующей схеме, когда 6% страхового тарифа направляется на накопительную часть пенсии, либо отказаться от этого и весь тариф 22% направить на страховую часть. При этом граждане, решившие накапливать пенсию, должны будут вносить самостоятельно 2% от зарплаты в накопительную составляющую.
Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>
«Мы уверены, сокращение или ликвидация накопительного компонента российской пенсионной системы представляет собой только временное решение проблем. Через 7-8 лет проблема дефицита средств Пенсионного фонда снова обострится - правда, заниматься этим придется уже другим чиновникам», - отмечает в своей части документа ведущий эксперт Центра развития НИУ ВШЭ Андрей Чернявский.
Запретные темы пенсионной реформы
Эксперты Центра развития считают, что авторы стратегии готовили свои предложения при существенных политических ограничениях. Так, нельзя было предлагать повышение пенсионного возраста или отмену/сокращение льгот по выходу на пенсию занятых на вредных производствах и для ряда других профессий. В такой ситуации для обеспечения сбалансированности, точнее, сокращения несбалансированности, можно действовать в трех направлениях.
Однако разрешенными возможностями для изменений является повышение налоговой нагрузки, современная пенсионная формула и реформа накопительной части пенсии. «Авторы стратегии пошли сразу по трем указанным направлениям», - говорится в бюллетене.
Эксперты отмечают, что подобное решение Минтруда связано в первую очередью с остротой проблемы дефицита ПФР. Так, несбалансированность российской пенсионной системы уже превышает 3% ВВП: одна седьмая часть расходов федерального бюджета направляется на покрытие разницы между расходами на трудовые пенсии и взносами на страховую часть трудовой пенсии, напоминает Центр развития.
«В перспективе, в связи со старением населения, нужно либо провести радикальную реформу российской пенсионной системы, либо увеличить объем трансферта Пенсионному фонду из федерального бюджета, либо сокращать коэффициент замещения», - говорится в бюллетене.