Иосифу Кобзону исполнилось 75. Народный артист Советского Союза, депутат Госдумы России, самый титулованный артист страны весь день принимает поздравления от родных, друзей, президента, премьера, коллег-парламентариев.
А когда-то Кобзон выступал на сцене Горного техникума в украинском Днепропетровске, а, переехав в Москву, разгружал вагоны на вокзале, чтобы заработать на концертные костюмы.
Семеро внуков и полторы тысячи песен в репертуаре. Хитами их даже называть неловко - не вмещает слово «хит» историю страны. Какое уж тут Believe Me, Кобзон споет - «Поверь мне», и веришь.
«Я никогда не учу песню как стихи - я ее учу по образу, - рассказывает народный артист СССР Иосиф Кобзон. - Как можно петь песню: "Поле, русское поле... Светит луна или падает снег. Счастьем и болью Вместе с тобою..." Как эту песню учить как стихи? Я когда ее пою, я вижу это русское поле, я чувствую это русское поле. "Не сравнятся с тобой ни леса, ни моря..." Я видел леса и моря! Я объехал всю великую страну, Советский Союз - от Москвы до самых до окраин, как в песне поется. Поэтому я знаю, что такое поле, что такое Русь, что такое любовь, что такое дети, что такое внуки. Я все это знаю».
Ценить мгновения Кобзон умеет не только на сцене. Не раз выступал перед солдатами в горячих точках. Начал еще с Афганистана. Во время событий в театральном центре на Дубровке участвовал в освобождении заложников. Он - один из тех, кому памятники ставят при жизни. Его именем даже названа малая планета.
В юбилей он цитирует Григоровича: «Такие, как я, на пенсию не уходят, они как деревья падают». Сам Кобзон на ногах стоит крепко, вот только петь уже устал. «Я чувствую, что мне приходится в последнее время прикладывать усилия к тому, чтобы достойно выполнить свои функции народного артиста, - признается Иосиф Кобзон. - Поэтому я решил: не надо. Вот через силу, когда ты заставляешь себя любить через силу, петь через силу, пить через силу - ничего этого не нужно делать. Нужно все это оставить и закончить».
Оставит, но не сейчас. Сегодня - юбилейный концерт. До конца года - тур, который не хочет называть прощальным. Скорее, заключительным. Просто заканчивается еще одна глава в книге, которую Кобзон пишет сам. Певец, чья карьера в Москве началась с разгрузки вагонов на Рижском вокзале, сейчас депутат Госдумы и профессор Гнесинки. Говорит, что главные уроки для своих учеников берет из собственного жизненного опыта.
«Меня спрашивают: "Вот Вы уже полвека выходите на сцену, когда Вас объявляют - волнуетесь?" Я говорю: очень. Потому что человек, который перестает волноваться, когда его объявляют на сцене, он уже - кустарник, он - ремесленник, он - не профессионал, - рассуждает артист. - Это уже все, пустое место».
«Мэтр» - ему мелковато. «Легенда» - она не прекращается. Пугачева сформулировала: «Вождь советской эстрады». Вождем шоу-бизнеса Иосиф Давыдович быть не хочет. На вопрос - почему - отвечает тостом Николая Добронравова: «Нынче творческий труд обесценен, и сомнителен весь хит-парад. "Ах, как хлопают бодро на сцене, ах, как искренне в зале молчат".
Сегодня юбиляр обещает настоящий марафон из песен. Будет петь, пока сил хватит. И добавляет: часов на семь хватит точно. До конца года Кобзон выступит в 15 столицах союзных республик бывшего СССР. И это не прощание, а, скорее, воспоминание о молодости.