Премьер-министр Молдавии Влад Филат прибывает 10 сентября с визитом в Москву по приглашению главы российского правительства Дмитрия Медведева.
Накануне поездки он дал эксклюзивное интервью корреспонденту ИТАР-ТАСС.
- Господин премьер, какие вопросы Вы планируете обсудить в Москве?
- Для меня этот визит очень важен - в программе нашего правительства отношения с Россией прописаны как стратегические. Несмотря на негативное влияние мирового кризиса, Россия остается нашим ведущим торговым партнером - оборот между нашими странами вырос в прошлом году до 1,5 млрд долларов, а с начала нынешнего года увеличился более чем на 20 процентов. В центре переговоров, конечно, будет торгово-экономическое сотрудничество, без внимания не останется и гуманитарная сфера, традиционно будут рассматриваться и вопросы взаимодействия в международных форматах, включая сотрудничество в рамках СНГ и Европейского союза, проблематика приднестровского урегулирования. Мы обсудим сотрудничество в энергетике, где бы я выделил вопрос поставок российского газа. Особое внимание будет уделено соглашению в области трудовой миграции.
- Это соглашение касается молдавских граждан, которые трудятся в России? По данным статистики их там немало - только в прошлом году они перевели домой почти 1,5 млрд долларов...
- Мы хотим, чтобы права наших сограждан, которые работают в России, были надежно защищены. Для чего в ближайшее время будет подписано межправительственное соглашение по миграции - мы близки к завершению всех процедур по этому документу. В ходе встречи с Дмитрием Медведевым будут также определены перспективные направления сотрудничества перед заседанием Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству и Делового форума с участием российских и молдавских бизнесменов, которые состоятся в конце октября - начале ноября в Кишиневе. Я рассчитываю, что предстоящий визит будет прорывным в экономическом сотрудничестве наших стран.
- Несмотря на приведенные Вами цифры, многие эксперты считают, что сотрудничество между двумя странами имеет еще довольно большие резервы?
- Да, это так. Молдавия заинтересована в расширении поставок в Россию винодельческой, мясной, овощной и другой продукции. Мы приглашаем россиян инвестировать в сельское хозяйство, энергетику, другие отрасли. Есть большой потенциал сотрудничества в инновационной сфере. Это касается не только пищевой и лёгкой отраслей, но и предприятий высоких технологий. Со своей стороны, хочу заверить, что наше правительство никогда не будет давать российским инвесторам пустых обещаний, как это случалось прежде.
- Власти Молдавии провозгласили интеграцию в Европейский союз своей стратегической целью. Но по опросам социологов, симпатии молдаван к ЕС падают, и, наоборот, растет число заинтересованных в сотрудничестве с Евразийским союзом /ЕАС/. Нет единства в этом вопросе и среди молдавских политиков. На Ваш взгляд, Молдавия может сочетать выгоды от сотрудничества и на Востоке, так и на Западе?
- Мы никогда не говорили, что курс на интеграцию в ЕС означает ухудшение отношений с СНГ и Россией. У России и ЕС торговый оборот превышает 130 млрд евро и нам было бы неразумно отказываться от тех преимуществ, которые дает сотрудничество с Европой. Молдавия - европейская страна и мы сделаем все, чтобы добиться либерализации визового режима со странами ЕС, получить доступ к передовым технологиям, европейским рынкам.
В то же время мы продвигаемся и в восточном направлении - в ближайшее время направим усилия на ратификацию в парламенте договора о зоне свободной торговли в рамках СНГ. Этот соглашение я подписал в октябре 2011 года и оно уже получило одобрение правительства. На одном из первых заседаний парламента, когда депутаты вернутся с каникул, начнем процедуру ратификации. Это очень важный документ, который придаст новый импульс в экономическом сотрудничестве стран Содружества.
Я никогда не забуду, когда после избрания премьером в 2009 году ко мне пришел российский посол с кипой бумаг, где были изложены возникшие за последние несколько лет проблемы в отношениях между нашими странами. За эти три года многие из них были решены, потому что мы понимаем стратегический характер отношений с Россией и действуем как прагматики. Кстати, и наши западные партнеры призывают нас выстраивать хорошие отношения с Москвой. Последний разговор на эту тему у меня был с канцлером Германии Ангелой Меркель, которая посетила Кишинев в августе.
- Кризис в еврозоне - как он отражается на ситуации в Молдавии?
- Несмотря на кризис, размер помощи со стороны ЕС даже вырос. На сегодня с помощью внешних партнеров в республике реализуется 236 проектов на 1,3 млрд евро. Во многом благодаря этому удается сохранить нормальную ситуацию в экономике, несмотря на мировой кризис, жестокую засуху, которая нанесла серьезный ущерб агропромышленному комплексу. Мы уже встречались по этому вопросу с партнерами по развитию, в том числе и представителями РФ, которым рассказали о возникших проблемах.
- Прежний контракт с «Газпромом» истек в начале года, трижды продлевался, в последний раз до конца этого года. Очевидно, что препятствием для заключения нового соглашения являются подписанное Молдавией с ЕС без согласования с «Газпромом» энергетические пакеты, а также проблема приднестровского долга, который превысил 3,5 млрд долларов?
- В ходе переговоров в Москве мы представим наше видение этого вопроса. Речь идет не только о цене на газ, но и стоимости транзита, долгов приднестровского региона, других вопросов. Мы заинтересованы в инвестициях такого серьезного партнера как «Газпром» и считаем необходимым подписать межправительственный договор по этому вопросу, чтобы не оставлять его решение на уровень двух экономических агентов. Проект этого документа подготовлен, и я рассчитываю, что после согласования с российскими партнерами он будет подписан до конца года.
- Недавно вы обсуждали приднестровскую проблему с Меркель, которая вместе с Дмитрием Медведевым была автором Мезельбергской инициативы, оживившей переговоры по Приднестровью. Планируется ли ее обсудить и с премьером России?
- Конечно. Я неоднократно подчеркивал важнейшую роль России в решении приднестровской проблемы. Мы рассчитываем, что Москва заинтересована, чтобы в нашей стране, и в регионе в целом, была обеспечена стабильность. Для этого необходимы переговоры, искренность в подходах и действиях.
- У Вас сложились хорошие отношения с новым лидером Приднестровья Евгением Шевчуком. Но процесс укрепления мер доверия в последнее время несколько замедлился. Эксперты считают, что причина тому - отсутствие формулы приднестровского урегулирования?