Стажировка, открытый конкурс и кадровый резерв - «новые» пути для тех, кто хочет стать госслужащими
Поиск «лучших людей»
В столичном правительстве реально получить должность, не имея никаких связей. В этом уверяет Александра Александрова, которая с января 2012 г. работает начальником управления государственной службы и кадров правительства Москвы. С ее приходом был заявлен переход на новую кадровую политику.
«Мы сами начали активно искать людей, запущен проект внутренних баз данных "лучших людей в профессии" в шести отраслях - в частности, экономика, архитектура, природопользование, госуправление и т.д.», - рассказывает Александрова. По ее словам, сама база профессионалов, наполнением которой занимаются хедхантеры, закрытая.
«Если человек в нее попал, это не значит, что мы немедленно пригласим его работать, он может просто участвовать в разных проектах или состоять в общественном совете», - говорит Александрова. По ее утверждению, всего в московском правительстве работают более 20 тыс. человек, «и больше всего госсектор нуждается в хороших управленцах».
Поучаствовать в конкурсе на замещение открытой вакансии может любой желающий, прислав свое резюме, говорит она.
Одно из направлений новой кадровой политики - открытый конкурс на замещение должности главы управы. Соответствующий указ уже подписал мэр Москвы Сергей Собянин. Теперь срок пребывания в должности для главы управ составит не более 7 лет подряд. Если по истечении этого срока его работа будет оценена положительно, ему предложат другую должность.
По словам Александровой, открытый конкурс планируется запустить в октябре, над регламентом еще идет работа. Пока приблизительные этапы выглядят так:
Публикация вакансии на сайте.Конкурс резюме. «Возможно, мы попросим людей написать некое эссе о том, почему они хотят работать в правительстве Москвы, как они видят свой успех и что хотят сделать на должности главы управы». Сбор рекомендаций.
«Это обязательный этап для всех, кто хочет получить должность в правительстве Москвы. Мы рассматриваем не только рекомендательное письмо, но и звоним сами на работу к человеку и спрашиваем мнение его руководства».
«Далее мы сформируем некую экспертную группу, совет при мэре по кадровой политике. Туда войдут и чиновники, и люди из бизнеса, которые занимаются поиском людей. Попросим их провести свою экспертную оценку людей и отобрать их на первом этапе». Центр оценки.
«Людей будут оценивать разными методами. Это может быть тестирование, групповая дискуссия или формат групповой пресс-конференции, пока еще не понятно, что именно. После этого эксперты примут решение, кто войдет в кадровый резерв». Отличиться несложно
«Глава управы - сложная профессия, он должен быть и хорошим управленцем, и публичной фигурой. С одной стороны, это низовая степень государственной власти, с другой - стартовая ступень: в Москве главами управ работают бывшие региональные министры, и они эту должность воспринимают как карьерный шаг», - говорит Вячеслав Шуленин, руководитель департамента территориальных органов исполнительной власти Москвы.
По его словам, за последний год среди руководителей управ произошло серьезное кадровое омоложение: сейчас на этом посту работают всего 3 человека старше 60 лет, а 20% руководителей - молодые люди до 40 лет.
Специалист по кадрам, председатель совета директоров компании Ward Howell Сергей Воробьев считает, что для госслужащего важен опыт работы в бизнесе. «Это самая конкурентная среда, значит, чиновников нужно брать оттуда. Государственный сектор - Клондайк для тех, кто хочет отличиться или сделать какие-то изменения. Как ни странно, отличиться в Москве несложно - если по 10-балльной шкале ситуация оценивается "-3", то чтобы вывести ее в "0", достаточно просто делать по уму», - говорит Воробьев. Впрочем, по его словам, пока в госуправлении минимум «рыночных людей», и одна из причин - низкий уровень зарплат.
Стажировка «для молодых»
Еще одна нововведение в кадровой политике - «программа стажировки для молодых людей», впервые запущенная осенью 2011 г. Принять участие в ней могут студенты и выпускники любых вузов Москвы. «В этом году мы получили 800 заявок, из них выбрали 20 человек. Они будут в течение года проходить оплачиваемую стажировку в разных органах власти. В месяц они получают 25 тыс. рублей», - рассказывает Александрова. По ее словам, все выпускники стажировки сейчас работают в московском правительстве.
«В Москве главами управ работают бывшие региональные министры, и они эту должность воспринимают как карьерный шаг»
Илья Беставашвили - выпускник РГСУ, о программе стажировки он узнал потому, что с 2008 г. принимал участие в работе «Молодежного парламента». «В первом составе стажеры прошли в основном оттуда - они оказались более подготовленными, а на следующий год отбирали уже просто студентов, - рассказывает Илья. - Моя отрасль - государственная социальная политика, сейчас я работаю советником департамента социальной защиты населения». За год стажировки Илья поработал в управлении заммэра по вопросам социального развития, в комитете общественных связей и департаменте социальной защиты". По его словам, стажировка оказалась «очень полезной» - там не «бумажки перекладывали или просто знакомились со структурой департамента, а уже начали работать».
«О программе я узнал, когда работал в студенческом правительстве дублеров, - рассказывает другой ее выпускник, Игорь Сычев. - Во время стажировки я был в трех разных органах - департамент имущества и земельных ресурсов, а также госинспекции по недвижимости». По словам Игоря, уже во время стажировки он получал предложения о трудоустройстве и в итоге выбрал должность специалиста департамента земельных ресурсов.
Без реальных изменений
«Идеи правильные, но ничего нового в этом нет. У нас что, до этого не было положения о кадровом резерве или программ для молодежи? Еще Юрий Лужков набирал резерв для департаментов. Были при смене власти эти люди востребованы? Нет. Департаменты возглавили люди, пришедшие непонятно откуда, без всякого опыта», - утверждает экс-депутат Мосгордумы, главред информагентства «Моссовет» Юрий Загребной. - Кроме того, в новом положении о кадровом резерве прописаны исключения: в главы управ можно выдвигать и сторонних кандидатов. А еще неясен механизм его формирования. Это вообще сводит на нет всю эту историю: кадровый резерв будет сам по себе, а кадровая политика сама по себе".
«Было бы неплохо выборы глав управ проводить, жители должны их выбирать. А на открытом конкурсе тоже непонятно, кто и кого выбирает, совершенно неясны критерии. За последние два года в Бескудникове поменялись двое руководителей управ - оба сели за взятки. Между прочим, они тоже по какому-то конкурсу отбирались, - говорит Олег Митволь, экс-префект Северного округа Москвы. По его словам, желающих занять должность главы управы много, "люди думают, что там просто финансовые потоки, хотя это очень сложная работа с сотнями и тысячами людей. Прямого карьерного лифта она тоже не дает". По словам Митволя, ничего нового он не видит и программе стажировки студентов - программа "Молодежный парламент" работает уже десять лет.
"Если бы Собянин хотел реальных изменений, он должен был начать с преодоления двоевластия муниципальных собраний и управ в Москве, - считает лидер партии „Яблоко", экс-депутат Мосгордумы Сергей Митрохин. По его словам, „сейчас управы дублируют муниципалитеты, нужен единый орган, и лучше, если он будет выборным".