В России в скором времени может быть запущен проект по разработке правительственных автомобилей.
Опрошенные агентством «Прайм» эксперты разошлись в оценке его целесообразности с точки зрения затрат, а также российского предприятия, способного взять на себя эту миссию.
КОРТЕЖ A'LA RUSSE
Рабочее название проекта по созданию особенного автомобиля для президента - «Кортеж», поскольку речь идет, в том числе, и о машинах сопровождения. По информации СМИ, его детали уже активно обсуждаются в профильных ведомствах, однако подробности пока неизвестны.
Идея разработать российский автомобиль для первых лиц обсуждалась еще в 2010 году - соответствующее поручение давал тогдашний президент Дмитрий Медведев. Управделами президента передало техническое задание на разработку «Заводу имени Лихачева» (ЗиЛ), который в советское время занимался производством штучных и оттого дорогих правительственных лимузинов. Однако предложений от ЗиЛа пока не поступало.
В апреле 2012 года на совещании по проблемам российского автопрома президент Владимир Путин сообщил, что в ближайшее время органы государственной и муниципальной власти будут закупать только ту технику, которая произведена в странах ЕЭП. С обычными автомобилями просто - на территории России достаточно заводов иностранных автоконцернов, производящих то, что нужно чиновнику.
С президентским транспортом сложнее. Дело в том, что на обычных автомобилях лидерам государств ездить нельзя. Для них изготавливают специальные бронированные лимузины, отвечающие необходимым требованиям безопасности и ходовым характеристикам. В России эти машины содержатся в гараже особого назначения (ГОН). После каждой поездки президентский автомобиль вручную моют, затем следует обязательный техосмотр. Машины, стоящие в гараже, осматривают ежедневно, а два раза в месяц - тестируют. После капитальной проверки автомобиль обязан опробовать кто-то из руководства ГОН, и только после этого за руль садится водитель.
Цена попроса и исполнители
На данный момент в парке ГОН в основном автомобили представительского или бизнес-класса, в частности BMW и Ford отечественного производства, продукцию «АвтоВАЗа» ведомство не использует. Президент и премьер России пока передвигаются на машинах марки Mercedes, изготовленных по специальному заказу на заводе в Германии.
Согласно данным опроса ВЦИОМ, пересадить на автомобили отечественной сборки первых лиц хотели бы40% россиян. Однако опрошенные агентством «Прайм» эксперты не сошлись в оценках целесообразности такого шага.
Аналитик ИК «АТОН» Михаил Пак считает, что этот проект займет много времени и потребует немалых инвестиций. «Если все будет делаться с нуля, включая разработку двигателя и закупку оборудования, речь идет минимум о 1,5 миллиардах долларов», - отметил эксперт. Пока непонятны детали проекта - идет ли речь о серийной разработке или нет. Но однозначно - Россия во многом отстала в производстве подобных машин, и наверстать упущенное будет нелегко.
«Откровенно говоря, речь идет о скорее имиджевом проекте, который дорого обойдется налогоплательщикам и не имеет особого смысла», - рассуждает Пак. Далеко не факт, что затраты окупятся. «Лучше бы продолжали покупать Mercedes, обошлось бы дешевле», - полагает он.
Все автомобильные новости