Волна мирового финансового кризиса достигла крупнейшего в мире китайского авторынка. Темпы роста снижаются до уровня 90-х годов прошлого века, а большинство местных компаний по итогам вряд ли смогут увеличить прошлогоднюю прибыль.
Китайские автопроизводители переживают резкое падение продаж и, как следствие, прибыли. После того, как власти свернули государственные меры стимулирования, компании ощутили на себе всю тяжесть мирового финансового кризиса, который уже несколько месяцев сотрясает Европу.
Автопроизводители, имеющие господдержку и внушительное иностранное участие (например, крупнейший игрок местного рынка SAIC Motor Corp., производящий малоизвестные в России марки Maxus, MG, Roewe и Yuejin), все еще рассчитывают на существенный рост прибыли. Показатели других местных компаний, скорее всего, окажутся значительно скромнее. Им остается рассчитывать на продажи за рубежом.
«Это очень сложный год для всех автопроизводителей, как крупных, так и небольших. Прошлый год был не самым лучшим, так правительство свернуло программы стимулирования спроса, но этот год из-за глобальных проблем в экономике оказался еще намного хуже, - цитирует агентство Reuters аналитика одного из крупнейших китайских инвестиционных банков Guotai Junan Securities Чжана Синя. - Это как двойной удар».
Во втором квартале рост китайской экономики оказался самым медленным за последние три года. Это объясняется падением внутреннего и внешнего спроса на китайские товары.
Китайская ассоциация автопроизводителей прогнозирует, что рост продаж по итогам года будет на уровне 5--8%. И хотя в переживающей кризис Европе о таких показателях сейчас могут только мечтать, для Китая эти цифры достаточно скромные. Так, в 2009 году рост продаж составил 46%, а в 2010-м - 32%.
По данным ассоциации, в январе-июле 2012 года прирост составил скромные 3,6%. При этом в 2011-м рост местного авторынка остановился на отметке 2,5%. Такие слабые показатели рынок демонстрировал лишь в конце 90-х годов прошлого века. Впрочем, по данным российского агентства «Автостат», за первые семь месяцев этого года китайский авторынок вырос на 7,5%. За это время в стране было реализовано 8 млн 123 тыс. машин.
Особенно непросто приходится в Китае местным брендам. Один из богатейших людей мира Уоррен Баффет, владеющий акциями автокомпании BYD, заявил, что по итогам января-июля 2012 года прибыль компании сократилась больше, чем на 50%. Спад произошел из-за слабых продаж автомобилей и потерь от солнечной энергетики, которую развивает BYD.
Еще одна крупная китайская компании Geely в среду отчиталась о росте продаж в первом полугодии всего на 4%. На внутрикитайском рынке продаже упали за год на 9%. Прибыль Geely выросла на 9%, но получена она за счет успешной деятельности за границей. Еще один автопроизводитель FAW Car по прогнозам получит за первое полугодие убыток в размере $11,8 млн.
Относительно неплохо дела идут у SAIC Motor Corp, которая производит автомобили в сотрудничестве с GM и Volkswagen. По мнению аналитиков, компания может рассчитывать на двузначный процент прироста прибыли во втором квартале, но пока эти данные не обнародованы. Тем не менее, эти показатели все равно окажутся далеки от недавнего бурного роста, вызванного государственным стимулированием.
Даже популярным в Китае немецким брендам класса люкс приходится в этом году идти на снижение цен, в противном случае они могут потерять рынок под натиском более доступных моделей, которые идут на заметное снижение цен. Так, китайские покупатели могут приобрести новую Toyota Corolla за $20,5 тыс., что больше чем на треть дешевле, чем два года назад. По данным сайта cheshi.com, популярный в Китае Buick Excelle подешевел на 23% и теперь стоит $12 тыс. О скидках на свою продукцию в прошлом месяце объявили Toyota и Nissan.
Эксперты отмечают, что на авторынок в Китае может негативно повлиять и практика ограничения продажи автомобилей в некоторых крупных городах. В прошлом месяце Гуанчжоу присоединился к Шанхаю, Пекину и Гуйяну, где власти в рамках борьбы с пробками и с целью улучшить экологическую ситуацию ограничивают продажи машин.
Согласно новым правилам ежегодно в 14-милионном Гуанчжоу можно будет регистрировать лишь 120 тысяч машин - по 10 тысяч ежемесячно.
Ограничение распространяется только на новые легковые автомобили, что, как ожидается, спровоцирует резкий рост цен на вторичном рынке. Процедура определения счастливых обладателей новых машин пока не определена. Не исключено, что власти мегаполиса пойдут по стопам коллег из Пекина, где квота распределяется при помощи лотереи. В Шанхае местные автолюбители получают номера, участвуя в специальных аукционах, где им приходится заплатить от $3 тыс. до $6 тыс. При этом квота на новые машины в одном из крупнейших городов Азии еще меньше, чем в Гуанчжоу.
А в Сиане после протестов общественности власти были вынуждены отказаться от подобных методов, снова позволив приобретать машины без ограничений.
Сейчас в Китае насчитывается около 115 млн автомобилей. По данным «Автостата», на каждую тысячу китайцев приходится всего 47 автомобилей. Этот показатель почти в 6 раз ниже, чем в России.
Автор: Анатолий Караваев
Все автомобильные новости