Оппозиция создает временное правительство в Париже
Сирийские войска шаг за шагом приближаются к выполнению поставленной перед ними задачи по освобождению от террористических формирований второго по величине города страны - Алеппо.
В избранной военным командованием неторопливой тактике ведения боевых действий ряд местных комментаторов усматривает стремление выманить из района сирийско-турецкой границы как можно больше боевиков.
Для уничтожения отрядов вооруженной оппозиции, перемещающихся на выручку окруженным в Алеппо «повстанцам», используются вертолеты. Война есть война, и в условиях возрастающих с каждым днем поставок оружия так называемой «Сирийской свободной армии» /ССА/ правительственные силы все чаще пускают в ход авиацию. К тому же, как отмечает общеарабская газета «Аль-Хаят», масштабы внутреннего конфликта разрастаются, и для подавления мятежей в отдаленных от центра провинциях применение ВВС становится единственным выбором у властей. Именно так происходит в восточной провинции Дейр-эз-Зор, где сосредоточены основные нефтяные и газовые месторождения Сирии. Под контролем правительства там остается менее 50 проц территории. В городе Абу-Кемаль на границе с Ираком в среду боевики установили свою власть, захватив штабы сил безопасности и военной разведки. Однако армейская база с аэродромом в окрестностях этого города все еще остается под контролем регулярных войск, что позволяет им вести обстрелы и совершать атаки с воздуха.
Фактор военного превосходства еще длительное время будет гарантировать президенту Башару Асаду пребывание на своем посту, но «он не сможет выиграть дуэли с оппозицией», отмечает обозреватель газеты «Аш-Шарк аль-Аусат» Абдель Рахман ар-Рашед. По его мнению, ход конфликта уже сегодня показывает, что в нем не будет «ни победителей, ни проигравших». В Хомсе, Идлибе, Дераа и на окраинах Дамаска, как только танки покидают улицы и замолкают артиллерийские орудия, боевики снова выползают из своих укрытий. Сирийские военнослужащие проводят на юге столицы одну за другой зачистки. Боевые действия снова идут в освобожденных месяц назад кварталах Кфар-Суса, Нахр-Аиша и Кадам, куда вошли колонны бронетехники с солдатами.
На западе Дамаска экстремисты из ССА два дня подряд атакуют военный аэродром в Меззе. Очевидцы передают информацию о канонаде, которая доносится из окрестностей столицы. Войска проводят операции против боевиков в Думаре, Сакбе, Хумурии и Эль-Басатине.
Заявление бежавшего в Иорданию экс-премьера Сирии Риада Фарида Хиджаба о том, что правящий режим «теряет власть и контролирует не более 30 проц территории страны», похоже, дало повод Франции, США, Турции и Катару ускорить создание эмигрантского переходного правительства. С этой целью французский президент Франсуа Олланд принял во вторник в Елисейском дворце делегацию Сирийского национального совета /СНС/, а в среду встретился с эмиром Катара. Лидер СНС Абдель Бассет Сейда пообещал «очень скоро» объявить состав временного органа власти. В интервью телеканалу «Франс-24» он категорически исключил возможность вхождения в его состав экс-премьера Хиджаба и одного из командиров Республиканской гвардии, генерала Манафа Тласа - друга детства сирийского президента, который также покинул Дамаск и позиционирует себя как «объединитель нации».
С посещения Парижа фактически начал свою миссию вступающий в должность спецпредставителя ООН и Лиги арабских государств Лахдар Брахими. В отличие от своего предшественника Кофи Аннана, который предпочитал вести дела из Женевы, алжирский дипломат будет базироваться в Нью- Йорке. Ему предстоит работать с новым представительством ООН в Дамаске. На прошлой неделе Совет Безопасности принял рекомендацию генерального секретаря ООН Пан Ги Муна об учреждении в сирийской столице координационного бюро. Его открытие согласовано с властями страны, в штат бюро войдет до 30 человек, в том числе военные консультанты, специалисты по правам человека и представители гуманитарных организаций.
Хрупкое прекращение огня, достигнутое при посредничестве лидеров религиозных общин и премьер-министра Наджиба Микати, наконец, вступило в силу в городе Триполи / в 90 км от Бейрута/. Межрелигиозные столкновения в северной столице Ливана начались три дня назад на почве событий в соседней Сирии. В ряде мест они носили ожесточенный характер и привели к гибели 10 мирных жителей. Свыше 80 человек, в том числе несколько ливанских военнослужащих, получили ранения.
Премьер-министр Ливана потребовал от размещенных в городе войск и жандармов «самых решительных действий». «Вооруженным столкновениям следует положить конец, а все нарушители перемирия должны быть задержаны», - заявил он.
Конфликт Триполи уже не первый раз в этом году обостряет межконфессиональную напряженность в Ливане. Против Арабской демократической партии /АДП/, выражающей интересы алавитской общины и поддерживающей сирийское правительство, выступают радикальные суннитские группировки, которые оказывают открытую поддержку противникам Асада. Деятельность сирийской оппозиции в Ливане стала причиной напряженности, появившейся в двусторонних отношениях. Прокуратура Дамаска собирается привлечь к суду группу ливанских политиков, «причастных к вооруженному вмешательству в дела Сирии». Среди них - экс- премьер Ливана Саад Харири, который выехал больше года назад в Саудовскую Аравию «по соображениям безопасности», а также прозападный христианский политик Самир Джааджаа и предводитель общины горцев-друзов Валид Джумблат, возглавляющий входящую в коалиционное правительство Прогрессивно-социалистическую партию.
Оппоненты сирийского руководства в Ливане в ответ обвинили Дамаск «в стремлении перенести внутренний конфликт из Сирии в Ливан». Депутат от суннитского блока «Аль- Мустакбаль» Халед Дагер назвал алавитскую АДП сирийской «пятой колонной», а ее лидера Рифаата Али Ида обвинил «в сотрудничестве с сирийской спецслужбой». После этого выпада командование ливанской армии выступило с заявлением, в котором потребовало от политиков прекратить словесную дуэль, не подливать «масла в огонь» и содействовать выполнению соглашения о прекращении огня.