Челябинск размок от дождя, поплыл. Настоящая осень.
Юрий ГОЛЫШАК
из Челябинска
Текут капли по лицу бронзового Максима Горького у пединститута, свисают с папахи Орленка. Железные пионеры-герои в парке сдвинули, кажется, брови, смотрят укоризненно. Пусть табло в центре города показывает + 88 по Цельсию - всё не так, уверяю вас. Табло грешит. Не больше пятнадцати. Зябко! Дамы, чьи школьные годы веселые позади, ускоряются за уходящим трамваем настолько браво, что могут конкурировать хоть с Редлихсом...
Челябинск - мастер завести приезжего. Смотришь на огромный плакат, во всю глухую стену многоэтажки. Дамские пальчики сжимают багровый стручок: «Держись за перец!»
У меня есть версия, о чем это. Озвучивать не стану. Зато про осень я забыл. Но то для приезжих диво, а местные в меланхолии. Надписи на асфальте тому пример: «Почему как птицы люди не летают?»
Тоску чуть разогнал Геннадий Величкин. Только вернувшись в кабинет вице-президента «Металлурга», пообещал всем сделать смешно. И вот сделал - «Магнитка» обыграла «Трактор», а Геннадий Иваныч сообщил в диктофоны: это без меня «Трактору» проигрывали. А со мной будем выигрывать у соседей всегда и везде.
Соседи усмехнулись. Пообещали всё вспомнить на Мемориале Ромазана. Обстановка на Кубке губернатора смешливая. Всем хорошо. Даже мордобой какой-то вялый - «Нефтехимик» с «Кельном» попытались биться. Но драка та скорее походила на ласки туловища.
* * *
Встречаю в ложе самого высокого человека турнира после Уве Круппа - Дмитрия Курбатова. Тот только-только вручил призы лучшим. Должность его - слово ракета из нескольких ступеней.
- Как написать правильно? - уточнил я. Обижать такого человека ошибками особенно не хотелось.
Курбатов взял у меня программку, раскрыл на нужной странице и жирно подчеркнул строчку: «директор по организации и проведению спортивных мероприятий КХЛ».
- Вы смотрите хоккей профессиональным взглядом. Что удивило на этом турнире?
- Организация блестящая. И команды, и болельщики в восторге. Хоть когда-то было так: чемпион предсезонки со свистом начинал валиться с первых туров чемпионата. Главное, напоминание болельщикам: скоро хоккей, скоро осень. Ночи становятся прохладными. Надо собираться на хоккей - школа ни школа, дача ни дача... В Челябинске набивается полный дворец. И билеты продаются не за десять рублей. Значит, интересно.
- На немцев любопытно посмотреть.
- Еще как любопытно. Я посмотрел, состав у них приличный. С Уве Круппом мы встречались прежде на разных форумах.
- Так кто из вас ростом выше?
- Ох, не знаю. Когда встречаешь человека своего роста - тот кажется выше. Во мне метр девяносто. Много знакомых сегодня встретил - Чернквиста, Дениса Гротя, которого помню ещё по Ярославлю, вон посмотрите, Геннадий Иваныч Величкин кофе пьет... А вон Олег Твердовский идет. Он же в «Магнитке»?
- Я тоже, увидев Олега, вспоминал - в «Магнитке» ли?
- Ну да, он скорее с Уфой ассоциируется. Так что целый день - приятные встречи.
* * *
Я заглянул в кабинет к директору «Трактора» Владимиру Кречину. Вопросы накопились. Тем более что в разговорах с «СЭ» Кречин куда откровеннее, чем на пресс-конференциях.
- "Трактор" покинул один из самых известных молодых игроков России Антон Бурдасов. Как было сформулировано - из-за тренера Белоусова. Что скажете?
- Расскажу по порядку. Бурдасову мы сделали квалификационное предложение, как положено по регламенту. Сумму назвали в соответствии с его игрой. Но его агент был против. Спокойно тот не сидел - где мог, облил «Трактор» помоями. На всех сайтах: «Не ценят, плохо относятся...» При том, что Бурдасов в каждом матче получал по десять минут игрового времени: когда играл хорошо - никто его на лавку не сажал. Нас упрекали - дескать, третьи периоды Бурдасов отдыхал. Могу сейчас ответить: сажали его, когда не выполнял игровое задание. Только так. Ничего личного. В итоге нашему клубу поставили ультиматум: или Бурдасов будет получать столько-то денег, либо уедет в Америку. И тогда «Трактор» вообще ничего не получит.
- Что решили?
- Сколько за Бурдасова дадут - за столько и продадим. Покупателей оказалось двое - «Ак Барс» и СКА. Питер предложил сумму в два раза больше, чем Казань. Хорошие деньги.
- Больше, чем Бурдасов стоит?
- Даже чуть больше. В будущем, возможно, он столько и будет стоить. Но сделка оказалась для нас выгодная. Мы были очень удивлены, когда в газетах он говорил плохие слова про Белоусова. Молодой парень, голова еще не соображает. Не понимает, что сжигать мосты нельзя, а такие слова в памяти остаются навсегда. Челябинск для него родной город, в нем вырос и, может, будет жить... Этот город сделал его чемпионом мира. «Трактор» дал ему квартиру. И так отзываться? Просто плевок в нашу сторону. И говорит это прежде всего о человеческих качествах самого Бурдасова. Он мог говорить на эти темы с друзьями или агентом. Но не на всю страну. Теперь хоккеист Бурдасов стал нам просто безразличен. Скажу только, что через год-другой он уедет из Питера - и точно так же может плюнуть в СКА. Который сейчас дал ему хорошие деньги.
- Вторая история - с Дадоновым. Который вместо «Трактора» оказался в «Донбассе».
- Ему было сделано квалификационное предложение от «Трактора» - после него Дадонов имел право играть только за нас. Этот статус действовал ещё год. И тут господин Сараев, тогдашний председатель дисциплинарного комитета, по непонятным причинам статус Дадонову изменил. Тот стал ограниченно свободным агентом. Получил право принять предложение других клубов. Мы были поражены. Написали письмо Александру Медведеву, собралась комиссия. Та оставила его ограниченно свободным агентом, но присудила игроку рыночную стоимость: 20 миллионов рублей.
- Скажите проще. Сколько вы предлагали Дадонову?
- Миллион долларов за сезон. Для его статистики - адекватные деньги. Дадонов решил - мало. Но дать больше мы не имели морального права. Если бы он провел в «Тракторе» год, забил двадцать голов и отдал двадцать передач, мы бы пересмотрели контракт. А мы Дадонова много лет не видели - и сразу давать ему огромную сумму? Наша команда считается общественной, спонсируется за счет местных предпринимателей. Я не могу их деньгами разбрасываться с безразличием.
- Какое предложение ему сделал «Донбасс»?
- В два раза большее, чем мы. Плюс очень хорошая компенсация «Трактору». На эти деньги можем содержать целый сезон двух очень хороших игроков.
- Не слабее Дадонова?
- Сильнее. Я уже знаю, о ком речь.
- "Трактор" уже успел расстаться с Бердниковым.
- С Вадиком - по обоюдному согласию. Договорились причины не афишировать. Расстались хорошо.
- Личная жизнь хоккеистов становится проблемой для клуба. В прошлом сезоне разводился Гарнетт, сейчас Аалтонен. Поэтому и не доехал пока до «Трактора»?
- Да, у него семейные проблемы в Финляндии. Как только уладит, сразу приедет в команду. Думаю, на «Ромазане» уже сыграет вместе с Контиолой. Для кого-то развод трагедия, для кого-то - облегчение. Надеюсь, у Аалтонена - второе.
- Кажется, у него проблемы со здоровьем?
- Тренировался дома и получил клюшкой в глаз. Но все восстановили, со здоровьем у него хорошо.
- О потерянном Рязанцеве жалеете?
- И да, и нет.
- Учитывая неудачно отыгранный плей-офф?
- Да. Зато начало сезона отыграл классно. В большинстве равных не было.
- Год назад вы мечтали получить Кольцова, Калинина, Клименко... К этим фамилиям памятью возвращались?
- Думаем о них. Но пока у нас нет финансовых возможностей конкурировать с тем же СКА. Пытались недавно получить Кондратьева, но не потянули. Он оказался в «Локомотиве». Очень хотели взять Аалтонена. И этот хоккеист оказался в «Тракторе».
- Есть чем гордиться.
- Гордимся, что создали музей славы «Трактора». Вот, распоряжение у меня на столе. Гордимся, что воспитанники «Трактора» выиграли все главные кубки мира в прошлом сезоне. Кубок Стэнли - Вячеслав Войнов. Чемпионат мира - Евгений Кузнецов. Кубок Гагарина - Григорий Шафигулин. Кубок континента - команда «Трактор».
- Я слышал, команду «Кельн» в Челябинск привезли какие-то братья Гонкур...
- Братья Грин. Они в 90-х не дали умереть «Трактору», у нас даже вместо логотипа была буква «Г». Сейчас у них бизнес в Германии.
- Недавно «Трактор» поразил еще новостью - защитник Плаксин сменил фамилию. Я поначалу думал - это юмор.
- Я тоже думал - юмор. Захожу в раздевалку. Смотрю - на шкафчике незнакомая фамилия. Кто такой? Тут подходит Плаксин: «Я поменял фамилию, взял мамину. Теперь я Климонтов». Улыбается. Ладно, думаю, шути дальше. А потом сижу в кабинете Белоусова, Плаксин заходит с паспортом: «Валерий Константинович, я фамилию поменял». Вот тут-то я понял - все серьезно. Странно, конечно. Спрашиваю - почему? А мне, говорит, многое хочется начать с чистого листа...
* * *
«Авангард» тем временем не терял бдительности до последних секунд в игре с немцами - и своего не упустил. Слишком хорошо помнит эта команда, что можно услышать от собственного тренера, упустив победу. Вратарь «Трактора» Майкл Гарнетт получил изготовленный на деньги фанатов персональный приз за прошлый сезон. Отнесся к призу, как Шарапов к сберкнижке. Этот матч сидел Майкл в запасных - поставил серебряную чашку рядом на лавку, никому не отдал. Вратарь «Нефтехимика» Максим Соколов призов не получил, но аплодировал ему Челябинск громче всех. Нет города, где не уважают Соколова.
Не смотрите на счет - «Трактор» играл не так плохо. Но против «Нефтехимика» в этом сезоне многим придется туго. Не забывайте, что за человек в воротах у этой команды. Как хозяева ни бились, все отскакивало от бывшего вратаря сборной России. Которому в мае исполнилось сорок. С каждым годом Максим играет интереснее и интереснее. Страшно подумать, какую форму наберет к пятидесяти...
АВАНГАРД - КЕЛЬН - 3:0 (0:0, 3:0, 0:0)
Голы: Калинин (Шкоула), 30:58 - 1:0. Фролов (Волков, Пивцакин), 34:43 - 2:0. Волков (бол., Семин, Фролов), 39:50 - 3:0.
Вратари: Рамо - Циффцер.
ТРАКТОР - НЕФТЕХИМИК - 1:4 (1:1, 0:3, 0:0)
Голы: Миловзоров (бол., Березин, Пестушко), 2:45 - 0:1. Попов (Глинкин), 10:57 - 1:1. Осала (бол., Мамашев), 22:25 - 1:2. Альшевский (Хохряков), 33:11 - 1:3. Альшевский (Субботин), 28:13 - 1:4.
Вратари: Фокин - Соколов.
Все новости региона